«Газели» экономкласса

Екатерина Шохина
23 мая 2013, 09:14

Очередное, четвертое по счету исследование быстрорастущих компаний России, так называемых «газелей», проведенное журналом «Эксперт», показало: быстрорастущий средний бизнес тяжело пережил кризисные и посткризисные годы, сократившись за пять лет (в период с 2007 по 2011 год) более чем на 40%.

Иллюстрация: Эксперт Online
Быстрорастущий средний бизнес тяжело пережил кризисные и посткризисные годы, сократившись за пять лет более чем на 40%

Неутешительны и прочие результаты последних лет. Умеренный или быстрый рост продемонстрировали лишь 22,7% средних предприятий, существовавших в 2007 году. Остальные к 2011 году сократили свою выручку либо абсолютно, либо в реальном исчислении за вычетом инфляции

На прошедшем вчера конгрессе «газелей» под названием «Факторы роста для быстро растущих компаний» экономисты, финансисты, бизнес-консультанты и сами представители средних компаний пытались ответить на вопрос: почему так произошло и что сейчас надо делать, чтоб с новой силой запустить мотор быстрого роста.

В условиях стагнации средний бизнес принял на себя все экономические удары: низкие темпы роста конечного спроса, на который он ориентирован; высокие темпы роста издержек, которые ему определяет фактически крупный бизнес – поставщик сырья, энергии, а также и государство – формируя тренд на рост зарплат плюс рост социального обременения; падение стоимости залогов и рост стоимости заимствований.

Однако, по мнению профессора Финансового университета  при правительстве РФ Андрея Юданова, «не в одном кризисе дело». Есть некие фундаментальные причины неустойчивости фирм. Это, прежде всего, несформированность ниши и страх глобализации. «Многие компании вырываются на банальностях, сиюминутных потребностях тех или иных отраслей. Но этот ресурс быстро исчерпывается. Надо сформировать свою нишу, найти свою специализацию и предлагать то, что мы лучше всего умеем в глобальном масштабе», – подчеркнул Юданов. По его словам, если компания сумеет «сделать ядро компетенций», то оно защитит себя от «ветров».

Выступавшие на конгрессе предприниматели, руководители «компаний-газелей», в большинстве своем в ответ на вопрос, что делать, говорили об управлении себестоимостью, повышении производительности труда и снижении издержек. Топы среднего бизнеса заявляли, что сами выбирают предельную экономию и требуют ее от других. Так, президент корпорации «Технониколь» (европейский лидер в производстве гидро- и теплоизоляционных материалов) Сергей Колесников подчеркнул, что внедряет у себя в компании философию бережливого производства: «Рост производительности труда – основной драйвер снижения издержек. Мы премируем сотрудников, которые сами предлагают нам способы "бережливого производства". При этом также стараемся все больше его автоматизировать и компьютеризировать. Например, мы отказались от логистов. По интернету делаем заказы транспортным компаниям-партнерам. В итоге с 2007 года оборот компании увеличился более чем в два раза». Колесников подчеркнул, что корпоративная культура зависит от поведения первых лиц, и рассказал, что никогда не позволяет себе летать бизнес-классом – только экономическим.

Выступление генерального директора ЗАО «Корпорация "Глория Джинс"» Владимира Мельникова оказалось более философским. Бизнесмен отметил, что, помимо расчета прибыли, знания рынка сбыта и сокращения издержек, необходимо верить в успех и реализацию поставленных целей. Обязательным условием быстрого роста и активного развития он назвал долгосрочное планирование. «Планирование должно быть не меньше чем на 25 лет, для достижения конкретной цели отводится пять лет, стратегия составляется на три года, а структуру можно менять раз в полгода. Каждый этап развития бизнеса составляет от трех до 15 лет», – отметил бизнесмен.

Генеральный директор ЗАО «Опытный завод "Микрон"» Виктор Никитин также подчеркнул важность «повсеместного сокращения потерь на каждом рабочем месте и снижения себестоимости продукции». В этом ему, как и Колесникову, помогают работники предприятия, которые премируются до 100 тыс. рублей за удачные идеи в данном направлении.

По словам партнера компании BDO в России Елены Хромовой, сокращение затрат на 5-10% эквивалентно росту производства на 25-50%.

«Для компании очень важно иметь эффективную систему управления затратами, прозрачную систему учета и бюджетирования», – подчеркнула Хромова.

Среди основных инструментов управления бизнесом предприниматели также называют правильную HR-стратегию. Для инновационных IT-компаний это основной залог успеха. Так, в интервью «Эксперту Online» COO компании JetBrains Андрей Иванов рассказал, что большая часть прибыли идет на поиск, обучение и «удержание» профессионалов. С 2010 по 2011 год рост выручки компании составил 39%, а с 2011-го по 2012-й – 45%. Количество проданных лицензий c 2011 по 2012 год увеличилось на 77%. Компания 13 лет создает продукты, которые можно определить как «программы для программистов». Недавно платформа IntelliJ, разработанная JetBrains, стала основой для нового продукта Google – Android Studio.

«Для успешности компании есть необходимые и достаточные условия. Это высокая зарплата, которая вовремя индексируется, комфортные условия жизни и работы, возможность профессионального и личностного роста. Например, в компании существует проект 80/20. 20% рабочего времени – фактически день в неделю – сотрудник может тратить не на основной проект, а на что-то ему интересное и полезное для компании и для него самого. Например, у нас работает физик-программист, мы даем ему возможность посвятить 20% времени научной работе или преподаванию. Таким образом, работая у нас, он может заниматься тем, что ему интересно, получая за это деньги (ведь не секрет, что научная работа в России оплачивается плохо). Работа в JetBrains практически ничем не регламентируется. Офис действует 24 часа, всю неделю, так как у нас есть люди, которым комфортно работать по ночам. Также сотрудникам компании предоставляется частая возможность командировок и проживания в других странах», – рассказал Иванов.

Руководство много внимания уделяет образовательным проектам. Например, JetBrains сотрудничает с кафедрой системного программирования матмеха СПбГУ, Академическим университетом РАН и ИТМО, а также развивает большой проект Computer Science Center – вечерние очные курсы, на которых даются актуальные знания по IT-дисциплине (совместно с «Яндексом»). «В России есть один плюс. Если человеку комфортно на работе, он в редких случаях захочет ее поменять. Создавая комфортные условия, мы сохраняем ценные, а порой и эксклюзивные кадры», – отметил Иванов.

Одной из самых болезненных проблем и препятствий роста для компаний среднего бизнеса участники конгресса «газелей» назвали неадекватно высокие ставки по кредитам. «Со ставками до 15% развиваться практически невозможно», – констатировал Мельников.

Принявший участие в дискуссии Алексей Лавринович, заместитель директора Московской дирекции банка «Петрокоммерц» (генеральный партнер конгресса), объяснил бизнесменам, что банкиры в этом не виноваты. «Мы так же привлекаем деньги на рынке. Мы в той же ситуации, как и вы, – высокой стоимости кредитных ресурсов. Наша маржа составляет 3-4%», – пояснил он.

Сергей Колесников, в свою очередь, пожаловался на жесткую регуляторную политику государства. «Нам запрещают быть гибкими за рубежом. ФАС запрещает экспортировать товар по ценам ниже внутренних. Это мешает наращивать экспорт», – отметил он.

В рамках конгресса по традиции состоялось награждение «газелей»-рекордсменов.

Так, в номинации «"Газель" в тяжелом весе» (самая динамичная компания среднего бизнеса) победила компания «Глория Джинс». «Самой быстрой "газелью"» оказалась компания «Томскнефтепереработка». «Самой выносливой "газелью"» (компания, которая росла максимально долгое время максимально возможными темпами) был признан Ревякинский металлопрокатный завод. Награду «За инновационный рост» получила компания «Технониколь».