Медведи едут в Китай

Москва, 17.02.2014

Фото: кадр из фильма

«Это был фестиваль детей», заявил на церемонии закрытия директор Берлинале Дитер Косслик. И точно: никогда еще в конкурсе не было так много картин про трудности взросления, с яркими работами юных актеров и серьезной социальной проблематикой (это при том, что в Берлине, единственном из крупных кинофорумов, давно существует отдельная программа Generation, где специально собраны ленты для юношества). И не по-детски поданная «детская» тема действительно прозвучала на фестивале ярче других. Но жюри отметило ее лишь призами за режиссуру и сценарий. Лучшим режиссером назван завсегдатай Берлинале американец Ричард Линклейтер за фильм «Отрочество» (Boyhood). А за сценарий награждены молодые немцы Анна и Дитрих Брюггеманны: их фильм «Крестный путь» – про религиозную школьницу, которая хочет добиться выздоровления своего маленького брата и идет на жертвы: поэтапно, соотносясь с библейскими заветами, отказывается от благ цивилизации. Поступки юной верующей не находят понимания в ее семье и общине, зато публике, благодаря тонко расставленным авторами акцентам, легко разобраться, как выглядит подлинная, а не показная аскеза. 

Мальчик подрос 


Что до Ричарда Линклейтера, то в рейтингах критиков он лидировал с большим отрывом, поэтому победу прочили ему. в Берлине автора "Перед рассветом", "Перед закатом" и "Нации фаст-фуда" любят почти как Джорджа Клуни - причем в данном случае не за красивые глаза, а именно что за фильмы. Не раз номинировавшийся на Оскара, Линклейтер в глазах фестивальной публики - эдакий софт-социалист, плюшевый Кен Лоач (последнего здесь на Берлинале, кстати, наградили Золотым медведем как живую легенду кинематографа). Фильмы Линклейтера посвящены ведь не просто человеческим отношениям, но непременно - отношениям в развитии, с размышлениями вслух о несовершенствах этого мира и навязанных социальных моделях поведения. В фильме Boyhood - что можно перевести и как "детство-отрочество", и как "мальчишество", ведь не каждый, повзрослев годам, избавляется от детских привычек, - автор провел любопытный эксперимент. Он снимал на протяжении десяти лет одного и того же мальчика, его историю взросления, его семью - ненастоящую, собранную из актеров. То есть, если обычно мы наблюдаем в кино, как одного и того же героя в детстве и взрослом состоянии играют разные люди, то тут - те же самые, растущие или стареющие буквально у нас на глазах. Десять лет - с младшей школы до поступления героя в колледж - уместились меньше чем в три часа экранного времени. Но фильм не похож на популярные одно время в интернете ролики, составленные пользователями из ежегодных, стремительно сменяющих друг друга фото. Здесь мы успеваем вполне уяснить особенности характера мальчишки, его сестры, друзей, родителей (их сыграли безупречный, как всегда, Итан Хоук и трогательная Патриция Аркетт). А поскольку мама с папой по сценарию разводятся и находят себе новых спутников, то добавляется еще родня.  И все это на фоне реалий американской жизни, с лужайками в пригороде, фастфудом, футболом, рок-н-роллом, походами и агитацией за Обаму - у отца на каникулах, и домостройскими замашками отчима и с библией и ружьем в подарок от дедушки. Линклейтер, впрочем, воздерживается от прямых политических заявлений, ограничиваясь намеками, и предпочитая социальный сарказм, вроде "зачем Америке тратиться на кибертехнику, когда можно заставить людей работать, как роботы" или "мне внушают, чтоб я поступил в колледж и получил хорошую работу - но моя мама сделала то и другое, а все равно несчастна". Житейских мудростей в фильме предостаточно.

Выиграла китайская прачечная


В конкурсе завершившегося накануне 64-го Берлинале было несколько картин из Китая, но они отнюдь не были фаворитами. Поэтому решение жюри под председательством американского продюсера Джеймса Шеймаса стало для многих сюпризом: помимо «Золотого медведя», китайцы получили и приз лучшему актеру (Ляо Фан, сыгравший в фильме-победителе «Черный уголь, тонкий лед») и награду за операторскую работу (фильм «Массаж вслепую» - натурально, про школу незрячих массажистов). Возможно, Шеймасу виднее, он работает с китайскими кинематографистами, в частности с Ангом Ли, и ему представляется что за ними будущее?

Фильм-победитель, не поспоришь, довольно увлекателен по сюжету – в его основе расследование серийных убийств, которое ведет отставной полицейский. Выясняется, что все жертвы связаны с одной женщиной - работницей прачечной-химчистки. Познакомившись с этой фам фаталь, следователь в нее влюбляется. Но при всех своих достоинствах, «Черный уголь, тонкий лед» все же заметно вторичен по отношению, например, к картинам популярного в России Такеси Китано. Некоторые эпизоды с копами-растяпами и горе-гангстерами кажутся чуть ли не прямыми цитатами из мастеров жанра, и даже оригинальное использование коньков как орудия убийства в одной из сцен выглядит предсказуемо.     

Второй по значению трофей, Гран-при - Серебряного медведя жюри присудило фильму Уэса Андерсона «Отель Гранд Будапешт» («Эксперт Online» писал о нем). Фильм показывали аж на открытии, и к концу фестиваля никого из съемочной группы в Берлине не оказалось, так что президент фествиаля Косслик сам принял приз и обещал передать его Андерсону.

Приз имени Альфреда Бауэра «За новаторство и перспективы» неожиданно присудили 91-летнему французскому классику Алену Рене – он представлял в конкурсе картину с весьма оптимистичным названием «Любить, пить и петь» - а персонажи его кино хоть и моложе режиссера, но тоже пенсионеры. 

Серебряного медведя лучшей актрисе получила одетая в кимоно, очаровательная японка Хару Куроки - за роль в «Маленьком доме» Йодзи Ямады. Признанный мастер самурайских саг,  в этом фильме Ямада пронзительно и с любовью рассказал историю жизни служанки в японском семействе в начале Второй мировой войны. 

Единственный российский участник 64-го Берлинале, анимационная короткометражка «Мой личный лось» режиссера Леонида Шмелькова, получила Спецприз международного жюри конкурса Generation “за работу, великолепно раскрывающую человеческую природу, сделанную с большим мастерством и тонким чувством юмора”.

У партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Доля сырья в российской экономике достигла абсолютного рекорда
      Впечатление, произведенное этим на Росстат, заставило его изменить методику
    2. Банки теряют интерес к обналичке
      За 2019 год объем обналичивания денег в банковском секторе сократился почти вдвое. Снижается и вывод средств за рубеж
    3. Катар откладывает крупные газовые проекты на фоне обвала цен на СПГ
      Государственная нефтегазовая компания Qatar Petroleum (QP) отложила на несколько месяцев выбор западных партнеров для крупнейшего в мире проекта в области сжиженного газа, сообщает Reuters
    Реклама