Медведи едут в Китай

Екатерина Чен
17 февраля 2014, 11:07
Фото: кадр из фильма
Победителем Берлинского кинофестиваля стал фильм Диао Йинаня «Черный уголь, тонкий лед»

«Это был фестиваль детей», заявил на церемонии закрытия директор Берлинале Дитер Косслик. И точно: никогда еще в конкурсе не было так много картин про трудности взросления, с яркими работами юных актеров и серьезной социальной проблематикой (это при том, что в Берлине, единственном из крупных кинофорумов, давно существует отдельная программа Generation, где специально собраны ленты для юношества). И не по-детски поданная «детская» тема действительно прозвучала на фестивале ярче других. Но жюри отметило ее лишь призами за режиссуру и сценарий. Лучшим режиссером назван завсегдатай Берлинале американец Ричард Линклейтер за фильм «Отрочество» (Boyhood). А за сценарий награждены молодые немцы Анна и Дитрих Брюггеманны: их фильм «Крестный путь» – про религиозную школьницу, которая хочет добиться выздоровления своего маленького брата и идет на жертвы: поэтапно, соотносясь с библейскими заветами, отказывается от благ цивилизации. Поступки юной верующей не находят понимания в ее семье и общине, зато публике, благодаря тонко расставленным авторами акцентам, легко разобраться, как выглядит подлинная, а не показная аскеза. 

Мальчик подрос 


Что до Ричарда Линклейтера, то в рейтингах критиков он лидировал с большим отрывом, поэтому победу прочили ему. в Берлине автора "Перед рассветом", "Перед закатом" и "Нации фаст-фуда" любят почти как Джорджа Клуни - причем в данном случае не за красивые глаза, а именно что за фильмы. Не раз номинировавшийся на Оскара, Линклейтер в глазах фестивальной публики - эдакий софт-социалист, плюшевый Кен Лоач (последнего здесь на Берлинале, кстати, наградили Золотым медведем как живую легенду кинематографа). Фильмы Линклейтера посвящены ведь не просто человеческим отношениям, но непременно - отношениям в развитии, с размышлениями вслух о несовершенствах этого мира и навязанных социальных моделях поведения. В фильме Boyhood - что можно перевести и как "детство-отрочество", и как "мальчишество", ведь не каждый, повзрослев годам, избавляется от детских привычек, - автор провел любопытный эксперимент. Он снимал на протяжении десяти лет одного и того же мальчика, его историю взросления, его семью - ненастоящую, собранную из актеров. То есть, если обычно мы наблюдаем в кино, как одного и того же героя в детстве и взрослом состоянии играют разные люди, то тут - те же самые, растущие или стареющие буквально у нас на глазах. Десять лет - с младшей школы до поступления героя в колледж - уместились меньше чем в три часа экранного времени. Но фильм не похож на популярные одно время в интернете ролики, составленные пользователями из ежегодных, стремительно сменяющих друг друга фото. Здесь мы успеваем вполне уяснить особенности характера мальчишки, его сестры, друзей, родителей (их сыграли безупречный, как всегда, Итан Хоук и трогательная Патриция Аркетт). А поскольку мама с папой по сценарию разводятся и находят себе новых спутников, то добавляется еще родня.  И все это на фоне реалий американской жизни, с лужайками в пригороде, фастфудом, футболом, рок-н-роллом, походами и агитацией за Обаму - у отца на каникулах, и домостройскими замашками отчима и с библией и ружьем в подарок от дедушки. Линклейтер, впрочем, воздерживается от прямых политических заявлений, ограничиваясь намеками, и предпочитая социальный сарказм, вроде "зачем Америке тратиться на кибертехнику, когда можно заставить людей работать, как роботы" или "мне внушают, чтоб я поступил в колледж и получил хорошую работу - но моя мама сделала то и другое, а все равно несчастна". Житейских мудростей в фильме предостаточно.

Выиграла китайская прачечная


В конкурсе завершившегося накануне 64-го Берлинале было несколько картин из Китая, но они отнюдь не были фаворитами. Поэтому решение жюри под председательством американского продюсера Джеймса Шеймаса стало для многих сюпризом: помимо «Золотого медведя», китайцы получили и приз лучшему актеру (Ляо Фан, сыгравший в фильме-победителе «Черный уголь, тонкий лед») и награду за операторскую работу (фильм «Массаж вслепую» - натурально, про школу незрячих массажистов). Возможно, Шеймасу виднее, он работает с китайскими кинематографистами, в частности с Ангом Ли, и ему представляется что за ними будущее?

Фильм-победитель, не поспоришь, довольно увлекателен по сюжету – в его основе расследование серийных убийств, которое ведет отставной полицейский. Выясняется, что все жертвы связаны с одной женщиной - работницей прачечной-химчистки. Познакомившись с этой фам фаталь, следователь в нее влюбляется. Но при всех своих достоинствах, «Черный уголь, тонкий лед» все же заметно вторичен по отношению, например, к картинам популярного в России Такеси Китано. Некоторые эпизоды с копами-растяпами и горе-гангстерами кажутся чуть ли не прямыми цитатами из мастеров жанра, и даже оригинальное использование коньков как орудия убийства в одной из сцен выглядит предсказуемо.     

Второй по значению трофей, Гран-при - Серебряного медведя жюри присудило фильму Уэса Андерсона «Отель Гранд Будапешт» («Эксперт Online» писал о нем). Фильм показывали аж на открытии, и к концу фестиваля никого из съемочной группы в Берлине не оказалось, так что президент фествиаля Косслик сам принял приз и обещал передать его Андерсону.

Приз имени Альфреда Бауэра «За новаторство и перспективы» неожиданно присудили 91-летнему французскому классику Алену Рене – он представлял в конкурсе картину с весьма оптимистичным названием «Любить, пить и петь» - а персонажи его кино хоть и моложе режиссера, но тоже пенсионеры. 

Серебряного медведя лучшей актрисе получила одетая в кимоно, очаровательная японка Хару Куроки - за роль в «Маленьком доме» Йодзи Ямады. Признанный мастер самурайских саг,  в этом фильме Ямада пронзительно и с любовью рассказал историю жизни служанки в японском семействе в начале Второй мировой войны. 

Единственный российский участник 64-го Берлинале, анимационная короткометражка «Мой личный лось» режиссера Леонида Шмелькова, получила Спецприз международного жюри конкурса Generation “за работу, великолепно раскрывающую человеческую природу, сделанную с большим мастерством и тонким чувством юмора”.