Долги никуда не делись

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
24 апреля 2014, 18:22

Периферийным странам еврозоны придется заплатить более 130 млрд евро в этом году для того, чтобы только выплатить проценты по госзаймам. Их расходы на эти цели почти в три раза выше, чем у стран остальной части единого валютного пространства

Озвученная цифра взята не с потолка – она основывается на статистике Международного валютного фонда. И, признают эксперты, это усугубляет глубокие проблемы, являющиеся последствиями кризиса в еврозоне, несмотря на высокий спрос на периферийный госдолг региона в последние несколько месяцев.

Хотя падение доходности европейских облигаций снизило заметно затраты проблемных стран региона по займам в последние два года, слабое экономическое восстановление и все еще значительные бюджетные дефициты означают, что гособлигации таких стран, как Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания, продолжат рост.

«Высокие уровни долга и экономический кризис – явно политическая проблема, - полагает Ибрагим Рахбари, старший экономист Citi. – Даже если мы увидим стабилизацию их долговых коэффициентов, они будут оставаться чрезвычайно высокими в течение длительного времени, что означает, что они очень уязвимы для любых дальнейших потрясений».

Цифры, представленные в этом месяце МВФ в обзоре World Economic Outlook database, показывают, что бремя обслуживания долга периферийных стран еврозоны составляет почти 10 центов на каждый евро доходов, полученных правительствами проблемных стран. В других 13 странах еврозоны этот же показатель в среднем составляет лишь 3,5%. 

Высокий уровень обслуживания долга, даже с более низкими процентными ставками, будет оказывать давление на развитие стран с высокой задолженностью, оказывая давление на возможности для инвестиций. Например, Португалии в этом году потребуются 7,3 млрд евро для обслуживания заемных средств, что превышает расходы страны на образование и практически совпадает с бюджетом здравоохранения.

«Им (периферийным странам еврозоны – Эксперт Online) будет тяжело в течение многих лет, - полагает Антонио Гарсия Паскуаль, старший экономист Barclays. – Если люди не начнут думать о радикальных решениях: эффективном экономическом росте, реформах, с одной стороны, или реструктуризации долга, с другой), эти долги будут мешать экономическому росту и сдерживать государственные расходы долгие годы».

Долги стран еврозоны выросли с 90,7% до 92,6% от ВВП, или 8,9 трлн евро, напоминает Михаил Крылов, директор аналитического департамента United Traders. Долговое бремя проблемных стран увеличилось особенно сильно, например, в случае Греции – оно достигло 175% от ВВП. На фоне курса ЕЦБ на количественное смягчение, вторичный рынок государственных облигаций со сроком погашения, близким к 10 годам, показывает падение доходностей. Выросшая к 1,8% доходность долгов Германии упала до 1,5%, доходность облигаций Греции снизилась с 8,7% до 6,9%, бондов Португалии - с 6,0% до 4,4%.

Повышение стоимости европейских госбондов делает их привлекательным объектом для инвестиций, полагает эксперт. Годовой рост цен на облигации Швейцарии - 71,1%, Великобритании - 60,3%, Турции 55,4%, Швеции - 40,1%, Норвегии - 35,8%, Финляндии - 29%. Однако дальнейший рост цен на бонды отнюдь не гарантирован. Долги стран Европы остаются рискованным вложением. Например, облигации Греции подешевели на 47,2%, Португалии на 35,9%, Испании на 28,4%. 

Проблемы с обслуживанием долга у периферийных стран еврозоны остаются, но они пока решаются, говорит, в свою очередь, замначальника отдела анализа макроэкономики и конъюнктуры финансовых рынков Промсвязьбанка Олег Шагов. Это происходит в основном путем рефинансирования старых долгов на новых условиях. Из-за чего объем долгов продолжает расти как снежный ком. По итогам 2013 года государственный долг стран еврозоны увеличился до 92,6% ВВП с 90,7% ВВП годом ранее.

Рекордсменом по долговой нагрузке по-прежнему выступает действительно Греция. На втором месте после проблемной Греции идет Италия, госдолг которой превысил 132% от ВВП. «Следует признать, что запланированные ещё несколько лет назад итальянскими властями меры по снижению уровня госдолга фактически провалились. Несмотря ни на что, госдолг Италии в последние годы неуклонно растет, ставя под сомнение кредитоспособность страны, а также повышая риски развития нового витка долгового кризиса. Именно поэтому Италия, на наш взгляд, может первой испытать проблемы с выплатой денег кредиторам», – считает аналитик.

Так что кризис в еврозоне не закончился, а перешел, скорее, в неопасную фазу - такую, когда экономика еще не растет, но уже и не падает, а имеющиеся проблемы не являются острыми, считает аналитик МФЦ Анна Линевская. К спаду на рынке занятости еврозона давно привыкла, уровень безработицы около 12% - это ее новая реальность. Так же ситуация обстоит и с инфляцией (не более 0,5% г/г), которая останется слабой и будет препятствовать росту ВВП. Вся южная периферия остается в долговой яме и в следующие несколько лет будет вынуждена погашать задолженности перед "тройкой" кредиторов на весьма значительные суммы. Европейским странам действительно сложно, но это уже не паника в преддверии завтрашнего дня - это молчаливое согласие на новые экономические условия. 

И все же Европа начинает постепенно выходить из экономического кризис, возражает управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров. Сумма общего долга по сравнению с прошлым годом уменьшилась примерно на 12,5% из-за ожесточения бюджетной дисциплины в проблемных странах ЕС. В первую очередь это произошло вследствие жесткого контроля за расходами периферийных стран. Более жесткую монетарную политику проводит и ЕЦБ, который выкупает долговые обязательства этих стран только при условии соблюдения условий бюджетной экономии. Последняя статистика показывает, что жители Европы впервые за шесть лет готовы больше тратить, нежели экономить, потребительский индекс растет, а долговая нагрузка становится менее обременительной.