Время возможностей

Дмитрий Волков
4 сентября 2014, 21:00

Может ли быть полезен Национальный рейтинг инвестиционного климата регионов предпринимателю-практику? Как повысить эффективность получения разрешений на строительство для бизнеса? Ответы на эти и другие вопросы дает эксперт Агентства стратегических инициатив Дмитрий Волков

Очевидно, Россия находится на этапе весьма значительной неопределенности с точки зрения внешних условий. Обострившаяся страновая конкуренция, доведенная до санкционного противостояния, порождает у бизнеса крайне эмоциональную реакцию, обостряет и извечный вопрос: «Что делать?». Мне думается, единственной разумной стратегией в этой ситуации будет еще более вдумчивая, спокойная и последовательная работа по улучшению делового климата. Санкции исчезнут, биржи успокоятся, победит в конкурентной борьбе тот, кто создаст более эффективный, справедливый и удобный мир. Более того, мой двадцатилетний опыт предпринимательской и управленческой деятельности подсказывает, что этапы, подобные нынешнему, надо рассматривать не как время проблем, а как время возможностей. В этом смысле, показательна работа президентского Агентства стратегических инициатив, которое шаг за шагом, возможно, без лишнего шума, делает свою работу по улучшению условий ведения бизнеса в России.   

Одним из запоминающихся и обсуждаемых событий ПМЭФ-2014 стало подведение результатов пилотного Национального рейтинга инвестиционного климата в субъектах РФ. В каждом из 21 региона, добровольно присоединившихся к проекту, оценивалось 54 показателя, характеризующие 19 факторов по 4 общим направлениям. Скажем, градостроительная деятельность, в составе направления «Регуляторная среда» была представлена в рейтинге фактором «Эффективность получения разрешения на строительство» по трем показателям: средний по региону срок получения разрешения на строительство, измеряемый в днях; среднее количество процедур, которые необходимо пройти инвестору для получения такого разрешения, измеряемое в штуках; и субъективной удовлетворенностью бизнеса, измеряемой в баллах. Имея в виду, что инициаторами рейтинга стали все ведущие бизнес-объединения России: ТПП, РСПП, Деловая Россия и Опора России на площадке Агентства стратегических инициатив (АСИ), данные собирались как при помощи анализа статистики и экспертных оценок, так и опросов большого количества предпринимателей в регионах, а методологий занимаются ведущие консалтинговые компании с мировым именем, можно с высокой степенью уверенности сказать, что инвесторы получили в помощь мощный ресурс для принятия инвестиционных решений. С другой стороны, через соревнование, через конкуренцию, которая обрела систему сравнимых измерителей, Россия имеет возможность дополнительно мотивировать на улучшение инвестиционного климата и регионы, использовав как преимущество реальный федерализм, который у нее есть и работает, в отличие от некоторых других стран, друзей-конкурентов. Представителям региональных регуляторов уже крайне затруднительно отчитаться знаменитым: «Приняты меры...», если факты говорят о том, что результата нет.    

 Чем рейтинг может быть полезен для практического предпринимательства? Посмотрим на том же примере одной из самых сложных, запутанных, вместе с тем, системообразующих и конкурентных в экономике страны сфер, - градостроительной. Представим Инвестора, ставшего уже практически Застройщиком, который имеет сформированный участок земли и «мешок денег», подлежащий конвертации в объект недвижимости строительством. Для этого он должен не только выполнить изыскательские, проектные и строительные работы, но и взаимодействовать с государством, ресурсоснабжающими компаниями, иными, определенными государством участниками, скажем, различными видами экспертиз, то есть получить, так называемые, «согласования». Или, иначе, пройти процедуры градостроительного процесса и потратить на это некоторое количество времени. Результаты пилота Национального рейтинга показали, что общее усредненное по каждому региону время от запроса у государства Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) до получения разрешения на строительство составляет от 40-80 дней в занявших первые места Республике Татарстан и Калужской области, до примерно 300 дней у замыкающих список Ленинградской области, Приморского и Алтайского краев. В гордом одиночестве остался Санкт-Петербург со своими 540 днями. В количество процедур разница также существенна: от 4 – 5 у лидеров рейтинга до 12-14 у тех, кому есть к чему стремиться. Появляется довольно очевидное соображение, что, видимо, у лидеров рейтинга есть некоторые управленческие приемы, инструменты, которыми они умело пользуются и которые отличают их от менее преуспевших регионов. Так называемые, лучшие практики. Попробуем сравнить сравнимое. Москва и Санкт-Петербург. Бурно развивающиеся крупные города федерального значения с развитой промышленностью, сложившейся исторической застройкой и массой градостроительных ограничений. Количество процедур по результатам рейтинга почти равно: 9,7 и 9,83, соответственно. Но время их прохождения отличается более чем вдвое: 228 и 540 дней. Это может означать, что правила примерно одинаковые, но их реализация кардинально отличаются. И наверняка, Санкт-Петербургу, который не может не быть «задет за живое» такими различиями должно быть любопытно получить ответ на вопрос: «Как они это делают?».

Работа по выявлению, анализу и подготовке к масштабированию лучших региональных практик, которой занялось Агентство стратегических инициатив, стала одним из важнейших, несомненно практически полезных, последствий рейтинга. Идея распространения лучших практик, по меньшей мере, не нова. Проблема обычно состоит в том, что далеко не всегда то, что работает у одного, будет так же хорошо подходить другому. Отличие, секрет, как водится, в мелочах, в той технологии, которую употребило в дело АСИ. 

В первую очередь, специалисты одной из ведущих мировых консалтинговых компаний путем интервью с представителями региональных регуляторов - лидеров рейтинга занялись сбором лучших практик. Крайне важно, что сбором занялись именно консультанты, а не отраслевые профессионалы. Это позволило посмотреть на предмет «не замыленным» взглядом, задать «детские» вопросы, получить то, что зачастую не замечают. Затем, отраслевые эксперты, представители федерального регулятора, а нашем примере Минстроя России, предприниматели в рамках работы специализированных групп синтезировали полученный материал, выявили в списке собранных региональных технологий общие ключевые элементы и типичные проблемы. Оказалось, что несмотря на то, что трудности у всех регионов примерно одинаковые, перечень практик весьма отличается. Конкретный набор зависит от значительного количества «внешних» факторов, таких как географическое положение, бюджет, устройство системы управления, исторически сложившиеся условия, личность губернатора и прочее. Однако, несмотря на отличия, были выявлены устойчивые тенденции, что позволило сформировать несколько типовых стратегий. Анализ большого количества региональных практик дал возможность создать некий универсальный шаблон управленческой технологии, претендующей на то, чтобы стать лучшей практикой.

Получился инструментарий, который позволяет не просто копировать оправдавшие себя в другом регионе приемы работы, а исходя из приоритетного для региона набора проблем, скажем, в градостроительной сфере, с учетом его стратегии и внешних ограничений, конструировать набор мероприятий и технологий их исполнения, формировать отраслевой план улучшения инвестиционного климата, часто называемый дорожной картой. В некотором смысле, на основании набора «контурных дорожных карт», появившихся на основании обобщения успешного опыта, региональный регулятор создает свою, подходящую ему «дорожную карту», неизбежно сохраняющую федеральную универсальность подходов,

На основе наработанного материала специалисты РАНХиГС при Президенте РФ сформировали учебно-методическое материалы и учебный план. В первую очередь, он будет опробован на руководителях региональных регуляторов пилотных регионов Национального рейтинга: вице-губернаторах, министрах строительства, главах профильных департаментов. В большей степени на первом этапе планируется не обучение, а обмен опытом, совершенствование как методики, так и самого списка лучших практик. И только после этого можно будет говорить о распространении опыта на все регионы Российской Федерации через обучение, которое будет обязательным для представителей региональных регуляторов.

Что мы получаем в итоге? Совместная работа бизнес-консультантов с мировым именем, ведущих отраслевых экспертов, практических предпринимателей с подключением одного из ведущих российских ВУЗов дает гибкий, масштабируемый инструмент трансфера оправдавших себя управленческих технологий, например, в градостроительной сфере, через конструирование новых под задачи конкретного региона. Она является логичным продолжением двух других системных проектов АСИ, - Дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы, положившей основу реформе отраслевого регулирования и Региональному Инвестиционному Стандарту. Мы продолжаем укреплять взаимодействие власти и бизнеса по решению общих задач. Попутно, мы формируем класс управленцев, пропитанных лучшими идеями, позитивным настроем и безупречной верой в будущее России. При этом, что архиважно, есть метрика, количественное подтверждение эффективности движения региона по намеченному им самим пути, с точки зрения именно бизнеса, в виде ежегодного Национального рейтинга инвестиционного климата, в котором теперь будут участвовать вся Россия. Таким образом, мы используем все найденные, опробованные и показавшие свою дееспособность возможности.

Читайте последние новости о России на сегодня, 5 сентября 2014 года на страницах Эксперт Online, и в социальных сетях:

- ВКонтакте;

- Одноклассники;

- Твиттер; 

ЖЖ