Авиаперевозчикам дадут больше субсидий и снизят НДС

Александр Лабыкин
обозреватель журнала «Эксперт»
24 февраля 2015, 14:28

Правительство намерено расширить географию субсидируемых авиаперевозок за счет Сибири и дальнего Востока. Об этом заявил министр транспорта Максим Соколов. По его мнению, хотя в целом авиаперевозки и упали по итогам года на 5%, внутренние при этом по-прежнему растут.

Фото: Марина Лысцева/ТАСС

«Есть предложение о системной поддержке отрасли… (в том числе) дополнительное субсидирование внутренних маршрутов… Считаем, что в кризис надо поддерживать не только маршруты, обеспечивающие мобильность, но и доступность авиауслуг, то есть, те безальтернативные маршруты, которые у нас идут, в основном, на север, в районы Дальнего Востока, связывают с основной частью страны сказал Соколов журналистам, добавив, что уже есть предложения по 12 таким маршрутам и они будут рассмотрены на совещании у премьер-министра. По словам Соколова, в антикризисном плане правительства РФ на субсидирование авиаперевозок в целом предусмотрено до 1 миллиарда рублей.

Ранее правительство предложило снизить НДС для авиакомпаний до 10%. Соколов дополняет, что не исключено рассмотрение и иных мер поддержки, в частности в области авиастроения, части субсидирования лизинга воздушных судов.

Правительство начало поддерживать региональные авиаперевозки с 2009 года, когда заработала программа «субсидирования воздушных перевозок пассажиров Дальнего Востока и Сибири в европейскую часть страны и в обратном направлении». Некоторые авиакомпании начали отказываться летать в самую восточную точку страны по причине регулярной не заполняемости салонов и как следствие, убыточности полетов. Им стали компенсировать часть стоимости авиабилетов пассажиров в возрасте до 23 и старше 60 лет, и тогда объем перевозок пассажиров по специальному (сниженному) тарифу на маршрутах, включенных в программу субсидирования, вырос в целом в 2,3 раза. По данным Росавиации, если в 2009 году по программе субсидирования перевезли 161, 2 тысячи пассажиров на сумму 1,16 млрд рублей, то уже в 2011 - 371 тысячу пассажиров на 2,56 млрд рублей. Количество маршрутов также выросло почти в два раза.

Госпрограмма косвенно повлияла и на увеличение межрегиональных авиаперевозок (по Якутии на 6%, по дальнему востоку – на 11%). Свои рейсы сюда на малогабаритных судах открыли и ведущие авиакомпании помимо региональных. Из федерального бюджета в 2012 году на субсидирование перевозок по 81 маршруту между регионами Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов выделили один миллиард рублей. «Расширять сейчас меры господдержки необходимо с учетом прежних ошибок. Программа от 2012 года предусматривала компенсацию за каждого пассажира. Но после того как в регионах многие 20 лет не летали, трудно было убедить пассажиров вновь вспомнить про авиацию, - говорит первый заместитель генерального директора ГУП Оренбургской области Владимир Киселевич «Оренбургский аэропорт». - В итоге самолеты недобирали пассажиров и рейсы были убыточны, многие просто не стали летать.

Тогда стали компенсировать даже стоимость непроданных мест, что существенно улучшило ситуацию».

По словам президента Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимира Тасуна, дополнительный 1 млрд рублей на субсидирование авиаперевозок в целом по рынку картину не изменит, но поддержит региональных авиаперевозчиков.

«Один млрд при годовой выручке авиакомпании в 800 млрд – это капля в море, но в кризис она особенно важна региональным компаниям, - говорит Владимир Тасун».

По его словам, сейчас авиаперевозчики с большой надеждой ждут от правительства снижения НДС, о чем сегодня также вспомнил Максим Соколов.

«Вторая системная мера, которую мы предлагаем, это снижение ставки НДС. Это примерно даст порядка 20 миллиардов, чуть меньше — 19,5 миллиарда даст дополнительно всем перевозчикам. Эти две меры в совокупности, они как раз позволят стабилизировать ситуацию, поддержать внутренние перевозки, которые сейчас являются даже драйвером не роста, а драйвером стабильности», — заявил Соколов.
По словам Владимира Тасуна, проект документа уже согласован Минэкономразвития.

«Были трудности в согласовании с Минфином, но Минтранс, и это отражено в плане правительства, должен до 27 февраля успеть внести документ», - пояснил Владимир Тасун.