«Какой дурак хочет взрослеть?»

Василий Корецкий
9 сентября 2015, 16:55

Режиссер Джадд Апатоу о том, почему нормальный человек не смешон

Валерий Шарифулин/ТАСС

В «Девушке без комплексов» поставлены с ног на голову все гендерные стереотипы. С чем это связано?

Моя главная мотивация — оставаться честным. Ну, понимаете, многие фильмы изображают женщин как объекты привязанности: мужчины просто жаждут их потискать, умиляются им — и на пути к ним совершают массу ошибок. Но в жизни-то все не так просто! Мы же знаем, что такие люди, как Эми, существуют. Не только мужчины напиваются, спят со всеми подряд и испытывают проблемы с тем, как сблизиться с партнером. Женщины сегодня тоже слишком много работают. Они тоже хотят заниматься сексом. И тоже часто не хотят отношений. Короче, у них те же проблемы, что и у мужчин. Ну я и подумал, что если честно изобразить такого рода персонаж, то получится классная история. У нас было не так уж много женщин-режиссеров и женщин-сценаристов, которые предлагали бы подобные истории. Надеюсь, ситуация изменится. Сейчас появляются такие авторы, как Эми Шумер. Вот они способны правдоподобно рассказать о том, что такое быть женщиной сегодня.

Многие мои коллеги считают, что вы сняли «Девушку без комплексов», чтобы отвести обвинения в сексизме, возникшие после «Немножко беременна».

Знаете, первая работа, которую я получил в шоу-бизнесе, — это сочинение шуток для юмористических шоу. Я писал гэги для разных комиков, среди которых были и женщины. А после того, как мы поработали с Кристен Уиг на картине «Немножко беременна», я убедился, что сотрудничать с авторами-женщинами не просто здорово, но еще и результативно. Так что проблема моего сексизма дутая.

Мы всегда хотели делать такие фильмы, и «Девушка без комплексов» не может быть реакцией на что-то. Просто очень сложно найти единомышленников и соавторов, людей с годными идеями. Именно поэтому так здорово было работать с людьми вроде Эми Шумер, Кристен Уиг, Лины Данэм (шоураннер сериала «Девочки». — «РР»), с Мелиссой Маккарти. Я снял «Девушку» еще и потому, что у нас очень мало фильмов и сериалов о женщинах, которые показывали бы их точку зрения. «Девушка без комплексов» смотрится свежо из-за того, что этой темой и этими героинями долго пренебрегали. А меня как автора, который хочет быть оригинальным, очень интересуют вещи, которых никто прежде не делал.

Все герои-мужчины в ваших предыдущих фильмах — кидалты. А может ли женщина быть кидалтом?

А это что такое — кидалт?

Ха-ха! Это слово, которое постоянно используется в России для описания героев вашего кино. Кидалт — это взрослый, который отказывается расставаться с привычками и увлечениями подросткового возраста.

А, понятно. Ну конечно, женщина может быть этим… кидалтом. Да слушайте, никто не хочет взрослеть! Какой дурак этого вообще захочет? Мы все бываем кидалтами. Мы все сражаемся с нашим возрастом. Иногда же так хочется приятно быть незрелым, чтобы позволить себе делать глупости, жить как в молодости. Возраст преподает тебе жестокие уроки, и это больно. Больно быть уязвимым, трудно сохранять верность и преданность кому-то в течение долгого времени. И всегда очень занимательно, ну в комедии во всяком случае, — наблюдать за тем, как незрелые люди самоотверженно усваивают уроки жизни. Если человек реально умный, симпатичный и взрослый, то за ним нет никакой истории. Я рад, что у такого человека все в жизни хорошо, но мне как наблюдателю его жизнь неинтересна. Комедия — это жанр, который работает с трудностями, препятствиями и житейскими катастрофами, он показывает реакцию людей на проблемы. Когда у нас все в порядке, мы не выглядим смешными. Мы, конечно, счастливы, но совсем не уморительны.

Но в ваших фильмах женщины всегда были более зрелыми, более отважными, более уверенными в себе, чем герои-мужчины.

Ну конечно, а что женщине остается, если ее партнер инфантилен?! Это не значит, что они более зрелые — они просто пытаются как-то управится со своими мужчинами, у которых все не слава богу. В «Девушке без комплексов» ровно такой же расклад, но действительно поставленный с ног на голову; герой Билла Хейдера более спокоен, консервативен, он пытается как-то угомонить свою буйную девушку. Но разве испытывать влечение к такому проблемному человеку, как Эми, — это признак мудрости и зрелости? Мне кажется, люди, которых мы считаем взрослыми, просто больше преуспели в том, чтобы скрывать свое сумасшествие.

А почему у вас в фильмах герои никогда не изменяют своим девушкам и женам?

Ну, я сам не изменяю, поэтому эта сторона жизни мне совсем незнакома, а как можно хорошо рассказать о том, чего не знаешь? А кроме того... Выходит так много фильмов про измену, что не очень-то и хочется становиться в эту очередь. Кроме того, меня не очень интересует предательство как основа фильма, это слишком драматично. Я же предпочитаю присматриваться к ежедневной житейской рутине, искать сюжеты там.

Как у вас в фильме появилась Тильда Суинтон? Она же выглядит там как тайный знак интеллектуалам, среди которых у нее культовый статус. Раньше в ваших фильмах не было заигрывания с этой публикой.

Это очень простая история. Я однажды был на фестивале в Эдинбурге, и Тильда оставила мне записку «Не могу присутствовать на вашей пресс-конференции. Но очень хотела бы с вами поработать». Потом мы с ней несколько раз сталкивались то тут, то там. В общем, Тильда всегда хотела сыграть в большой и смешной комедии. А в сценарии Эми ее персонаж был описан буквально как «женщина, похожая на Тильду Суинтон». Ну я и предложил: давай и позовем Тильду. И нам дико повезло, мы удачно вписались в ее график съемок. Она была в восторге от одежды, которую мы ей выдали, от прически. Согласитесь — это же круто, позвать саму Тильду Суинтон и замазать ее всю автозагаром, сделать ее максимально непохожей на Тильду Суинтон! Вообще это были отличные съемки: сперва мы провели неделю с Суинтон, потом — неделю с Леброном Джеймсом. То есть получился очень разносторонний опыт (смеется).

Главные работы Джадда Апатоу

«Хулиганы и ботаны» (1999– 2000)
Культовый сериал про школьников 1980-х, на съемках которого сложилась «банда» Апатоу — актеры, которые потом будут играть в его режиссерских и продюсерских проектах: Сет Роген, Джеймс Франко, Джейсон Сигел. Телешоу получило три номинации на «Эмми» и было так популярно, что компании NBC пришлось продлить его на три серии в завершающем сезоне.

«Сорокалетний девственник» (2005)
Редкое исключение — фильм, снятый Апатоу-режиссером по чужому сценарию. Автор истории о немолодом человеке, который упорно и намеренно отказывается становиться таким, как требует массовая культура, — Стив Карелл, замечательный комик с лицом «ботана». Это история про пассивный бунт против стандартов массовой культуры и отказ от наслаждения жизнью «по-взрослому».

«Немножко беременна» (2007)
Фильм о вынужденном взрослении оболтуса-переростка (Сет Роген), который спьяну переспал с симпатичной телеведущей, а теперь пытается повзрослеть и стать достойным отцом и мужем. Довольно невинная по сравнению с прочими американскими комедиями картина, за которую Апатоу обвиняли в сексизме.

«Приколисты» (2009)
Самый длинный (146 минут) и грустный фильм Апатоу с Адамом Сэндлером в роли смертельно больного комика, который перед лицом неизбежности плюет на телекарьеру и возвращается к любимому стэндапу на клубной сцене.

«Любовь по-взрослому» (2012)
Самый серьезный фильм Апатоу, комедия среднего возраста. Гениальнейший эпизод фильма спрятан на DVD в разделе «Удаленные сцены»: пара друзей объясняет героям, какой замечательной и гармоничной стала их жизнь, когда они отказались от секса.