«Формула-1»: урезанный сезон

В минувшие выходные на автодроме «Ред Булл Ринг» в Австрии прошел первый этап чемпионата «Формулы-1» 2020 года и — уже в ближайшие, вопреки всем прежним правилам, на нем же состоится этап номер два. Обычно к этому времени самый престижный турнир в мире автоспорта приближается к экватору. Но пандемия коронавируса внесла коррективы как в нынешний, так и в последующие сезоны.

AP/TASS Автор: Darko Bandic

Чемпионат «Формулы-1»-2020 начинался весной с сильнейшего разочарования: команды, собравшиеся в середине марта в Австралии на стартовую гонку, были вынуждены досрочно отправиться домой. Волна коронавируса, задевшая одним из первых Зеленый континент, заставила боссов команд отменить проведение соревнований. Это решение далось нелегко: опубликованная журналом Autosport хроника происходившего показывает, как буквально в течение несколько часов мнение руководства менялось на противоположное. Сомневавшиеся в опасности вируса пилоты также внесли посильный вклад в звучавшую на пресс-конференциях разноголосицу.

Только чемпион мира Льюис Хэмилтон высказался достаточно разумно. Когда англичанина спросили, почему в столь сложной обстановке руководители «Формулы-1» подвергли риску заражения около 1500 человек обслуживающего персонала и гонщиков, он дал короткий, но исчерпывающий ответ: «Из-за денег». Хэмилтон также попытался описать собственные впечатления: «Хотя визуально все происходит в точности, как и в обычные дни, я убежден, что это далеко не так». Положительный тест на covid-19, сданный в Мельбурне одним из сотрудников команды «Макларен», подтвердил опасения чемпиона мира.

 

Суровая реальность

 

Следом за австралийским этапом начали отменяться и последующие гонки. Перед одним из самых известных в мире соревнований внезапно замаячил вопрос выживания — коммерция невозможна при отсутствии товара как такового. Цифры телевизионных и спонсорских контрактов, рассчитанных на полноценный сезон, пришлось в срочном порядке пересматривать.

Из-за этого в тяжелейшую ситуацию попали малые команды «Формулы-1», не претендующие на получение призовых денег, зато рассчитывающие на регулярные поступления причитающейся им доли от продаж телевизионных прав и реализации билетов. Руководитель команды «Альфа Таури» Франц Тост рассказал журналу GP Racing, что потери «конюшни», за которую выступает россиянин Даниил Квят, составляют от 1,5 до 2 млн долларов за каждую пропущенную гонку.

В первые недели простоя прогнозы были невероятно мрачными. Исполнительный директор «Макларена» Зак Браун даже высказал предположение, что к концу 2020 года Королевские гонки могут из-за нехватки средств потерять четыре команды из десяти.

Неважно шли дела и у нового влиятельного спонсора «Формулы-1» – саудовской нефтяной компании «Арамко», пострадавшей от резкого падения цен на нефть из-за провала переговоров по соглашению ОПЕК+. К началу лета цены вернулись на прежний уровень, но их рост не компенсировал предшествующие потери. 

 

Борьба за выживание

 

Сокращение расходов представлялось само собой разумеющимся шагом. Первым делом руководители «Формулы-1» и всех гоночных команд решили отложить на год введение в действие нового технического регламента, который ранее планировалось «сделать былью» в сезоне-2021. Благодаря этому удалось приостановить нешуточные расходы команд на модификацию болидов.

Несмотря на то, что в самом начале кризиса Международная федерация автоспорта выделила дотации на поддержание наиболее уязвимых в финансовом отношении «конюшен», сокращения штатов избежать не удалось. До кризиса команды «Формулы-1» могли себе позволить содержать около 800 сотрудников с фондом заработной платы чуть более 5 млн долларов в месяц. Нынешней весной часть персонала пришлось отправить в длительные отпуска, некоторое количество специалистов уволить, а большинству предложить временное сокращение заработков.

Ограничение бюджетов гоночных команд, согласованные еще до начала пандемии (ежегодный потолок допустимых расходов был установлен в размере 175 млн долларов), также подверглось ревизии. Поначалу потолок предложили снизить до 145 млн в 2021 году и 130 млн – в 2022-м, но натолкнулись на жесткое сопротивление со стороны «Феррари», не выигрывавшей Кубок конструкторов «Формулы-1» с 2008 года. Согласно существующим правилам, решения по организационным, техническим и финансовым вопросам вступают в силу только после единогласного одобрения гоночными командами, поэтому единственная недовольная «конюшня» может заблокировать любое разумное предложение.

В конце концов итальянцев удалось уговорить на более мягкие условия: в 2021 году потолок бюджета составит 145 млн долларов, в 2022 – 140 млн, а в 2023-2025 – 135 млн. Кстати, данные ограничения не затрагивают зарплаты гонщиков, вознаграждение топ-менеджерам команд, расходы на маркетинг и программы гостеприимства. 

 

В поиске решений

 

К лету ситуация стабилизировалась. Руководители «Формулы-1» разработали особые правила проведения гонок в эпоху коронавируса, которые предусматривают почти полную изоляцию команд в ходе гоночных уик-эндов, жесткое ограничение доступа в паддок, проведение неоднократного поголовного тестирования на covid-19. Разрешено проведение сдвоенных, с интервалом в неделю, гонок на одном автодроме, а включение в календарь новых трасс отложено до лучших времен, как и заезды по улицам таких городов как Монако и Сингапур. Зрители на соревнования допускаться пока не будут.

Однако серьезного обсуждения будущего Королевских гонок, к чему призывали многие заслуженные гонщики и авторитетные специалисты, так не последовало. Между тем вопросов для дискуссии хватает. Вызывают беспокойство безудержная коммерциализация «Формулы-1», падение зрительского интереса из-за явного превосходства одних команд над другими, неоправданное увеличение количества гонок в сезоне.

Ныне боссы главной автогонки планеты будут счастливы, если удастся провести все оставшиеся в календаре этапы. Из-за роста числа заражений коронавирусом в США, Бразилии и Мексике, конец сезона «Формулы-1» может оказаться немногим лучше начала. На этот случай руководство Международной федерации автоспорта заранее подготовило запасной вариант, по которому последние осенние гонки пройдут на резервных автодромах в Европе.

В их числе значится и трасса «Имола», печально известная тем, что на ней в 1994 году погиб трехкратный чемпион мира Айртон Сенна. В 2006-м на этом автодроме, официально названном в честь Энцо и Дино Феррари, прошел последний Гран-при Сан-Марино, который выиграл Михаэль Шумахер. Весьма символичное место для завершения катастрофического сезона «Формулы-1». 

Расписание гонок чемпионата «Формулы-1» в 2020 году

Этап

Название

Автодром

Дата проведения

I

Гран-при Австрии

Ред Булл Ринг

05.07

II

Гран-при Штирии

Ред Булл Ринг

12.07

III

Гран-при Венгрии

Хунгароринг

19.07

IV

Гран-при Великобритании

Сильверстоун

02.08

V

Гран-при 70-летия

Сильверстоун

09.08

VI

Гран-при Испании

Барселона-Каталуния

16.08

VII

Гран-при Бельгии

Спа-Франкоршам

30.08

VIII

Гран-при Италии

Монца

06.09

IX

Гран-при России

Сочи

27.09

X

Гран-при США

25.10

XI

Гран-при Мексики

Эрманос Родригес

01.11

XII

Гран-при Бразилии

15.11

XIII

Гран-при Абу-Даби

Яс Марина

29.11

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Китай наносит удар по ослабевшему доллару
    Падение стоимости доллара дает Китаю отличную возможность нанести сокрушительный удар по главному оружию геополитического противника
  2. Рубль и невидимая рука рынка: что стоит за обвалом национальной валюты?
    Падение курса рубля последовавшее за очередным заседанием ЦБ РФ, вызвало много разговоров, в том числе о девальвации. Однако главный фактор, влияющий на динамику рубля, остался неизменным
  3. Курс доллара: аналитики вынесли вердикт рублю
    Традиционно в конце лета российская валюта находится под давлением. Ситуация для рубля в этом году пока также не внушает оптимизма. Однако некоторую поддержку нацвалюте может оказать тенденция на ослабление доллара на международных рынках
Реклама