Экспортировать пока удобнее

Славяна Румянцева
25 апреля 2005, 00:00

Финские производители продуктов питания постепенно развивают производство в России. Более активную экспансию финнов сдерживают проблемы с качеством сырья и нехватка подходящих российских партнеров

Экспорт финских продуктов питания в Россию сокращается. По данным Ассоциации пищевой промышленности Финляндии, в первом полугодии 2004 года по сравнению с аналогичным периодом 2003-го он уменьшился на 9% - до 94 млн евро. В целом доля России в совокупном экспорте финских продуктов питания в прошлом году составила около 20% - на 2% меньше, чем годом ранее. "Сегодня финским пищевым предприятиям сложнее удерживать объемы продаж и свою долю на российском рынке, нежели несколько лет назад. Прежде всего это происходит из-за возросшей конкуренции: многие европейские компании создали свои производства в России, в то время как большинство финских компаний еще продолжают присматриваться и прицениваться", - считает представитель российско-финской торговой палаты в Петербурге Ниина Тамми. Некоторые финские компании уже имеют успешный опыт переноса производства в Россию, но пока таких примеров не слишком много.

Тем не менее практически все зарубежные производители оценивают российский рынок как крайне перспективный. "Покупка мощностей либо строительство собственных производств в России становится общей тенденцией для иностранных компаний. Это единственный способ выдерживать конкуренцию с внутренними производителями, позиции которых окрепли после кризиса 1998 года, когда большинство зарубежных фирм вынуждено было покинуть рынок", - говорит аналитик по потребительскому сектору "АВК-Аналитика" Светлана Труханович. Поэтому стоит ожидать, что в скором времени финские пищевики будут вести себя на российском рынке более активно.

Успешное пиво

Одной из первых компаний, начавшей выпуск в России собственной продукции, стал финский пивоваренный концерн Sinebrychoff ("Синебрюхофф"), который в 1994 году приобрел контрольный пакет акций питерского ОАО "Вена". Уже через год "Синебрюхофф" (сегодня входит в состав международного пивоваренного концерна Carlsberg) довел свою долю в акционерном капитале этого завода до 66,6%. В том же 1995 году в число акционеров вошел еще один зарубежный партнер - Европейский банк реконструкции и развития, который приобрел 33,3% акций.

Условия тендера по покупке питерского завода предполагали инвестирование в производство: в течение трех лет, с 1995-го по 1997 год, акционеры компании вложили в реконструкцию завода свыше 35 млн долларов. Тогда же "Вена" начала производить пиво "Николай Синебрюхофф". Сегодня по лицензии и под контролем Sinebrychoff завод "Вена" выпускает не только пиво, но и слабоалкогольные и безалкогольные напитки.

Вся продукция под маркой Sinebrychoff, присутствующая на российском рынке, выпускается на "Вене". В прошлом году было произведено 184 тыс. гектолитров напитков, 14 тыс. гектолитров пива "Николай Синебрюхофф".

Другой успешный проект финских инвесторов в российской пивной отрасли - покупка концерном Baltic Beverages Holding (ВВН), основанным в 1991 году финской Hartwall и Pripps Ringnes специально для работы в странах Восточной Европы, акций пивоваренной компании "Балтика". С 2001 года владельцами ВВН в равных долях были Hartwall и Carlsberg Breweries, а с 2002 года финская Hartwall вошла в британскую компанию Scottish & Newcastle. Сегодня ВВН является лидером пивного рынка России, стран Прибалтики и Казахстана. Концерн управляет 18 заводами - десятью в России, тремя на Украине, четырьмя в Прибалтике и одним в Казахстане. И хотя нынешние владельцы ВВН - Carlsberg Breweries и Scottish & Newcastle, не стоит забывать, что на момент выхода "Балтики" в лидеры российского рынка одним из крупнейших акционеров петербургской пивоваренной компании был финский концерн.

Несладкий хлеб

В число первых финских компаний, создавших в России собственное производство, также входит Fazer Leipomot ("Пекарни 'Фазер'"), объем продаж которой на петербургском рынке увеличился в прошлом году на 35-40%. Сотрудничество финского концерна Fazer и российского предприятия "Хлебный дом" началось в конце 1997 года, а основным владельцем петербургского хлебозавода концерн стал в 2001 году. В 2002-2003 годах к "Хлебному дому" присоединились еще два петербургских предприятия - хлебозавод "Муринский" и Хлебозавод Василеостровского района. К настоящему времени в реконструкцию и развитие "Хлебного дома" вложено более 40 млн долларов, и сегодня это - один из наиболее успешных примеров деятельности финских компаний в России.

Fazer Leipomot не планирует останавливаться на достигнутом. В декабре прошлого года президент компании Берндт Брунов сообщил, что концерн намерен продолжать инвестировать в российский бизнес и планирует вложить в ближайшие годы в развитие всех трех петербургских предприятий группы 10 млн евро, которые пойдут на модернизацию производственных площадей заводов и закупку оборудования. По мнению руководства концерна, опыт инвестиций в Россию оказался удачным.

Fazer Leipomot, как, впрочем, и Sinebrychoff, применил одну из наиболее распространенных среди финских компаний стратегию развития деятельности на соседних территориях: в собственность приобретается местное предприятие, где налаживается выпуск продукции под местными брендами при эффективности производства, соответствующей западным стандартам. Единственный недостаток такой стратегии - проблемы, возникающие при поиске предприятия. Так, у того же Fazer были и не слишком удачные проекты. Еще до кризиса 1998 года концерн приобрел на чековом аукционе 24% акций ОАО "Пекарь", но из-за разногласий с менеджментом предприятия отказался от создания собственного производства на базе "Пекаря" и впоследствии его продал.

Неудачной для концерна стала и попытка сотрудничества с Кондитерской фабрикой имени Крупской. В 2000 году финский концерн предпринимал попытку наладить производство шоколада Karl Fazer, конфет Geisha, Fazer Liqueur Fills, Dumle на мощностях петербургской фабрики. Предполагалось, что кондитерская фабрика будет выпускать 300 тонн продукции в месяц, но очень быстро финский концерн отказался от своей идеи. Основная причина - ограниченные возможности линии, на мощностях "Крупской" невозможно было выпускать продукцию с изюмом, из-за чего был представлен не весь ассортимент Fazer. Кроме того, производственная линия на фабрике имени Крупской не позволяла отливать плитки весом 170 граммов, традиционные для Fazer. Поэтому было начато производство стограммовых плиток, более характерных для низкоценового сегмента, где лидерами являются российские производители, - продукция Fazer, выпущенная в Петербурге, не пользовалась успехом. Поэтому уже весной 2001 года сотрудничество было прекращено. Фабрика имени Крупской возобновила выпуск собственной продукции, а финский концерн вернулся к экспорту шоколада и поискам стратегического партнера в России, которого ищет до сих пор.

Проблема сырья

Впрочем, значительная часть финских компаний, экспортирующих продукты питания в Россию, пока не спешит с созданием собственного производства в России. Причины такой неспешности могут быть разные. В первую очередь - высокие риски. С точки зрения финских компаний, российское законодательство недостаточно обеспечивает защиту прав собственности. Смущают финнов и сложности получения виз, разрешений на ведение бизнеса в России.

Еще одним препятствием для создания производства продуктов питания в России, в силу специфики бизнеса, являются проблемы с сырьем. Например, компания Valio, присутствующая на российском рынке со времен СССР, долго раздумывала, стоит ли открывать завод по выпуску молочной продукции. Свои колебания в компании объясняют сомнениями менеджмента по поводу качества молока, которое необходимо поддерживать на одном уровне, чего, с их точки зрения, не могут гарантировать местные производители. Вообще, вопрос с поставками сырья для производства традиционно актуален для финских компаний, позиционирующих свою продукцию как высококачественный, экологически чистый продукт. Поэтому даже те компании, которые переносят производство в Россию, значительную долю сырья ввозят из Финляндии. Так, у Raisio доля местного сырья, используемого при выпуске маргарина, составляет около 60%, остальное - из Финляндии. Использует импортное сырье для производства напитков по финской лицензии и "Вена". "Как правило, компании экспортируют сырье в тех случаях, когда местные производители не могут обеспечить должного качества или когда на местном рынке нет продуктов, необходимых для производства", - говорит Ниина Тамми.

Спешить или не спешить?

Как бы то ни было, практически все основные финские производители продуктов питания - два десятка крупных объединений, обеспечивающих около 70% всей выпускаемой продукции пищевой промышленности страны, - присутствуют на российском рынке. По сравнению с другими зарубежными производителями финские компании обладают преимуществом - они близко расположены и, возможно, поэтому зачастую предпочитают сосредоточиться на дистрибуции, а не на инвестициях в локальные производства. Такая стратегия характерна для финских концернов Valio, Vaasan & Vaasan, Paulig Export.

Так, например, концерн Paulig, производитель кофе и специй, работающий на российском рынке с 1995 года, делает ставку на развитие собственной дистрибуторской сети - сейчас компания имеет своих представителей в крупнейших российских городах. Компания Valio, имеющая несколько дочерних предприятий за рубежом (завод по производству и упаковке сыров в Бельгии, предприятия, выпускающие йогурты, в Швейцарии, фирму по производству и упаковке сыров в США, производственную компанию в Литве) свою продукцию на российский рынок предпочитает экспортировать. Ее подразделение "Валио СПб" работает только как экспортер: поставки осуществляются напрямую с заводов Valio в Финляндии в торговые точки. Основная часть экспортных грузов, крупный опт, приходится на четыре российские компании-дистрибутора, одна из которых находится в Санкт-Петербурге, остальные - в Москве. Другая часть продукции, розница, поставляется из Финляндии прямо в магазины розничной торговли, к мелкооптовым покупателям и на предприятия пищевой промышленности. Сегодня Valio - единственный производитель, сумевший добиться действительно впечатляющих результатов только за счет экспорта. Компания завоевала лидирующие позиции на рынке молочных продуктов исключительно благодаря экспорту - на нее приходится половина экспортных поставок финских продуктов питания на российский рынок. Не имеющая в России производства Vaasa & Vaasa также только за счет экспорта занимает ведущие позиции на рынке хрустящих хлебцев.

Экспортируют в Россию свою продукцию и небольшие фирмы, выпускающие продукты питания, - таких в Финляндии большинство, и они не могут себе позволить создавать собственное производство в другой стране. Эти компании осуществляют поставки своей продукции (в основном это сыры, мясные деликатесы) в приграничные регионы России.

Значительное количество финских экспортеров не планируют переносить на российский рынок свое производство - у кого-то нет возможностей, а кого-то вполне устраивает занимаемая доля рынка. Но и заинтересованные в приобретении или строительстве собственного производства в России финские компании также в большинстве своем не спешат с реализацией этих проектов, предпочитая присмотреться и тщательно взвесить все за и против. А тем временем отечественные и зарубежные производители, работающие на российском рынке продуктов питания, продолжают инвестировать в производство, расширять ассортимент продукции, наращивать объемы продаж в расчете на увеличение своей доли на российском рынке. "Кто-то из финских производителей отказывается от создания собственного предприятия в России, - говорит Ниина Тамми, - а те, кто принимает решение, иногда очень долго думают, прежде чем выйти на рынок. И из-за этого теряют свои позиции, ведь здесь все время что-то меняется".