Сам себе телеактер

Ангелина Давыдова
12 сентября 2005, 00:00

Современное общество все активнее начинает жить по стандартам, задаваемым телевидением

Телевидение меняет социальный характер общества. Исследователи из Германии уже заявили о новом психотипе человека, появление которого обусловлено именно развитием медиа-технологий последнего времени. Речь идет о так называемом мимио-типе. Название происходит от латинского понятия "актер" и подразумевает сценическое, наигранно-театральное, актерское поведение в ежедневной жизни.

В теории психологии до сих пор существует понятие "мимическое расстройство личности". В этом состоянии человек пытается всеми силами быть в центре внимания, постоянно флиртует, ведет себя в манере драматического актера и демонстрирует преувеличенные эмоциональные реакции. В то же время один из ведущих медиа-психологов Германии профессор Петер Винтерхофф-Шпурк из университета Заарбрюкена говорит о том, что сейчас "мимическое расстройство личности" становится нормой - в обществе закрепляется новый тип поведения, характеризующейся драматической, специфически театральной моделью. Такие люди легковозбудимы, быстро достигают крайних эмоциональных состояний, поддаются влиянию, отличаются эгоцентричностью и повышенной лабильностью.

По мнению Винтерхоффа-Шпурка, развитие подобного социального феномена стало возможным из-за возрастающего влияния телевидения. "Жизнь 'как в мыльной опере' становится ежедневным явлением, которое мы теперь можем наблюдать в магазине, на улице, дома. Сработал своего рода зеркальный эффект: сначала телевидение пыталось приблизиться к реальной жизни, а теперь реальная жизнь копирует экранную".

В определенной степени катализатором этого процесса стало появление многочисленных reality-show, показывающих жизнь персонажей "как она есть". Подобные программы сразу же взлетели на верхние строчки рейтингов и до сих пор там остается (к слову сказать, производители новейших медиа-продуктов пока и не представили ничего нового взамен). С появлением "реальных шоу" зрители вдруг обнаружили, что им безумно интересно наблюдать, как другие люди, судьбу которых они могут разделить в любой момент, живут: спят, едят, принимают душ, говорят о чем-то или даже занимаются любовью. Сработал эффект подглядывания в замочную скважину квартиры соседа. Кроме того, практически у каждого желающего теперь есть шанс стать участником или зрителем очередного шоу. Не это ли те самые пятнадцать минут славы, о которых говорил когда-то Энди Уорхол?

Причины и последствия

Основная причина возникновения мимио-типа - постоянные стрессы, плохое настроение, неуверенность в будущем, боязнь потерь. Теоретически доказано, что телевидение больше смотрят люди, находящиеся в плохом настроении. Скажем, "нормальные" немцы в среднем смотрят "ящик" три с половиной часа в день, а их расстроенные депрессивные сограждане как минимум на час больше. Это традиционно объясняют развлекательной и отвлекающей функциями телевидения, создающего "вторую реальность". Естественно, что зависимость от телеэкрана сильнее в периоды экономических спадов, угроз терроризма или катастроф. Усугубляет ее и страх потери работы или социальных гарантий. Сегодня немецкие психологи отмечают ухудшение личных отношений между людьми. Выручают мыльные оперы, предлагая на этот случай неплохой вариант выхода из кризиса: бесконечная смена партнеров, точек зрения, жизненных позиций, идей и масок.

Первыми жертвами телеэкранов, как правило, становятся дети. По подсчетам ученых, зачастую количество часов, просиженных перед телевизором, превышает время, проведенное в школе. В результате получается, что телевидение берет на себя функцию главного воспитателя и учителя жизни. Вопрос в том, говорит Винтерхофф-Шпурк, насколько оно несет ответственность за подобные действия.

Не все, однако, так плохо. На каналах можно найти и качественные образовательные, и культурные, и хорошие аналитические или новостные программы, заставляющие людей думать, пишут германские медиа-психологи Дитер Штольте и Йахим Хойбрих в своей работе "Как телевидение меняет образ человека". Однако основной акцент сегодня делается все же на развлекательные шоу, влияющие исключительно на эмоции. В результате у зрителей возникает потребность во все более сильных или острых ощущениях.

Штольте и Хойбрих говорят об образовании замкнутого круга телевидение-зрители. С одной стороны, зрители вроде бы хотят больше развлечений, ежедневных ярких впечатлений, щекочущих нервы "чужих" эмоций и многообразных "решений для жизни", а телевидение просто отвечает на эти запросы в погоне за рейтингами. С другой стороны, само телевидение создает форматы и вырабатывает механизмы, все больше привязывающие зрителей к экрану.

ТВ для внутреннего мира

Хотя телевидение всех индустриально развитых стран движется примерно в одном направлении, нельзя сказать, что абсолютно везде оно развивается по одной модели, убежден Винтерхофф-Шпурк. По его мнению, можно четко выделить двух лидеров - американцев и голландцев, ответственных за разработку идей и веяний, впоследствии успешно распространяющихся по всему миру. Хотя есть и исключения. Скажем, американское шоу "Ученик", где непрофессионалы должны были испытать себя на посту менеджера крупной нью-йоркской компании, в Германии успеха не имело. "Подобные агрессивные шоу редко работают у нас. Сегодня наш любимый национальный немецкий герой - милый и хороший неудачник", - поясняет профессор.

С развитием цифрового и интерактивного телевидения тенденция проникновения его в жизнь будет только усиливаться. "Когда мы сможем выбирать программы по своему вкусу и создавать свое собственное телевидение, мы все больше и больше будем уходить за грань, разделяющую нас и экранную жизнь, - размышляет немецкий ученый. - Возможно, скоро вообще отпадет необходимость выходить из дома, если все можно будет видеть и чувствовать через телевизор".

По мнению исследователей из Германии, сегодня мы весьма активно контактируем с "актерами" в реальной жизни. Пока это, к счастью, не грозит обществу чем-либо более серьезным, нежели повышенная эмоциональная возбудимость и нарочитая искусственно-драматическая манера поведения некоторых людей. "Мы придумываем себе роли, сюжеты и ситуации и переживаем их глубоко личным, недоступным для других способом. Это как бы позитивные приключения с запрограммированно хорошим концом на каждый день", - заключают немецкие социологи.