Лето вкусных размещений

Новости
Москва, 01.05.2006
«D`» №5 (9)
Новая порция претендентов на IPO

Компании потребительского сектора оккупируют биржи. В апреле розничная сеть "Магнит" объявила о намерении провести IPO во втором квартале 2006 года. Основная часть 20-пpоцентного пакета ее акций будет продана внутри России, предположительно за 320─380 млн долларов. Почти одновременно о планах продать акции широкому кругу инвесторов объявили входящая в холдинг "Аптечная сеть 36,6" фармацевтическая компания "Верофарм" (предполагаемая дата IPO -- четвертый квартал 2006 года) и группа компаний "Дикая орхидея" (2008─2009 годы). Второй квартал 2006 года вообще обещает быть весьма урожайным на первичные размещения: в частности, свои акции инвесторам собираются предложить чуть ли не все заметные игроки отечественного ритейла -- Dixi Retail, "Копейка", "Магнит", "Патэрсон", "Марта", а также "Евросеть", "Арбат энд Ко" ("Арбат Престиж") и группа "Черкизово". Дополнительную эмиссию поспешил провести и уже торгующийся на бирже "Седьмой континент": 12 апреля на РТС он продал 14-пpоцентный пакет акций за 240 млн долларов. Это стало не только первым размещением по новым правилам, введенным с начала 2006 года, но и самым крупным размещением в истории российских бирж.

Такая спешка понятна: со стороны России на международные биржи надвигается настоящий шквал IPO. За деньги инвесторов ритейлерам придется побороться с такими монстрами, как Магнитогорский металлургический комбинат, Трубная металлургическая компания, Росбанк, "Полюс золото", Дальневосточное морское пароходство (не говоря уже о "Роснефти" и ВТБ), а также с по-своему интересными "дочками" "Роснефти" и РАО ЕЭС и "Ситрониксом" (входит в АФК "Система").

По данным Ernst & Young, число IPO российских компаний и объем привлекаемых ими денег постоянно кpатно увеличивается: в 2005 году российские компании провели 11 IPO и в результате привлекли в общей сложности 4,9 млрд долларов. Это в четыpе с лишним раза больше, чем в 2004 году, но в четыpе раза меньше, чем в 2006-м. Известно, что как минимум 40 российских компаний в этом году разместят свои акции на бирже и привлекут порядка 15─20 млрд долларов. Понятно, что такого количества денег в России просто нет, поэтому по традиции большинство акций должны в качестве GDR и ADR уйти на западные площадки. Патриотизм проявили лишь "Магнит" и "Патэрсон", заявившие, что основную часть акций они продадут внутри России. "Копейка" и "Черкизово" выбрали в качестве основной площадки Лондон, а "Евросеть" вообще наотрез отказалась продавать свои акции в России, что вполне позволяет структура собственников компании.

Если говорить о перспективах акций после размещений, то, пожалуй, именно компании потребительского сектора обеспечат интригу потоку российских IPO. Дело в том, что дать хоть какой-то прогноз по этим акциям чрезвычайно сложно. С одной стороны, российский ритейл, безусловно, на подъеме и перспективы у него, особенно у тех игроков, которые, как "Магнит", работают в низшем ценовом сегменте, очень неплохие. С другой стороны, у всех перед глазами обвал акций "Пятерочки" в конце прошлого года (в начале декабря бумаги компании на Лондонской бирже рухнули с 25,5 до 15,9 доллара за акцию). В принципе, именно компании потребительского сектора могут стать самыми понятными для широкого круга инвесторов (проще купить акции магазина рядом с домом, чем далекого комбината), но пока адекватно оценить их все же смогут лишь профессиональные инвесторы.

У партнеров

    Реклама