Жертвы рекламы

Константин Илющенко
17 ноября 2008, 00:00

Поводом для колонки стало письмо читательницы, деньги которой зависли в ПИФе. Возможно, надолго. Что делать — непонятно, поэтому поищем виновных

Вынесенная в заголовок фраза не имеет цели кого-либо обидеть. Я и сам, когда вижу по зомбоящику рекламу хмельного напитка, подумываю о том, как было бы неплохо злоупотребить в хорошей компании. При этом я в курсе, что капли на запотевшей бутылке при съемке делают из глицерина или чего-то еще.

Так вот, я получил письмо от читательницы, которое зацепило. «Раньше я верила, что можно быть просто долгосрочным инвестором, не заморачиваясь теханализом: чем больше времени пройдет, тем больше можно получить, так как все дело в сложном проценте. Потом поняла, что это не так. Вернее, не совсем так. Все это хорошо на растущем рынке, но он, как известно, не только растет… и можно получить не прибыль и доход, а нынешний кризис. Но лично я поняла это не сразу, а поначалу верила сказкам некоторых консультантов о долгосрочных инвестициях, о том, как можно усредненно вкладываться в ПИФы и ни о чем больше не беспокоиться».

В это же время мне на глаза попался комментарий к колонке, которую написал в начале 2007 года («Возвращение тюльпанной лихорадки», //www.expert.ru/printissues/d/2007/03/tulips_fever/ ).

Меня назвали дилетантом, а ПИФы — здравым инструментом, который дает «реальную возможность сохранить сбережения». Америки я не открыл и ответил, что «ПИФы 20 дней в месяц обязаны держать деньги в бумагах. Сейчас рынок “бычий”, поэтому фонды неизбежно показывают положительную доходность».

Таких писем на самом деле мы можем получить очень много, ведь пайщиков в стране около полумиллиона. И я полагаю, что некоторые из них чувствуют себя обманутыми. На самом деле совершенно непонятно, какая будет ситуация на рынке через пару лет. Вполне возможно, что все выправится, ведь скорость жизни сейчас выше, чем 10 и тем более 50 лет назад. А значит, кризисы происходят чаще, но и заканчиваются быстрее. Поэтому через несколько лет новое поколение финансовых консультантов будет говорить о том, что в 2008-м надо было брать. И что, мол, они это советовали.

Тем не менее понятно, почему люди чувствуют себя обманутыми. ПИФы продают как идею того, что очень умные управляющие заработают для вас много денег. Они уж точно купят правильные акции. Про возможные падения рынка никто не говорит, но если уж задать вопрос, то управляющий (или консультант) заявит: «Ну что вы, мы профессионалы. Мы вовремя все распродадим. Ведь мы каждый день следим за ситуацией, мы знаем слова “диверсификация”, “дюрация” и “дериватив”». С такой легендой пайщики чувствовали себя совершенно спокойно.

Но я совершенно уверен, что для занятия каким-либо делом необходимо иметь не то чтобы талант, но хотя бы желание и природные склонности. Что в журналистике, что в трейдинге, что в приготовлении мяса по-карски. Зайца можно научить курить, но он будет уметь делать только это и быстро умрет.

Некоторых талантливых биржевых игроков я знаю. Но их в стране намного меньше, чем ПИФов. Биржевая игра не очень простое дело, но так сложилось, что оно стало модным года три назад. И доходным — если тебе дают деньги, а ты от них отщипываешь свои 2%. И не очень хлопотным — купи на деньги инвесторов «голубых фишек» и для экзотики на 5% акций перспективного «-телекома» или «-энерго» и сиди отдыхай.

В одной из немаленьких управляющих компаний средствами клиентов распоряжается вполне конкретный Санек, который сидит дома и все операции проводит через интернет. Это, понятное дело, не афишируется, Санька клиентам не показывают, фонд, как и в других УК, ничем не лучше и не хуже. И, собственно, какая разница, где сидеть Саньку, если в других УК точно такие же саньки сидят в бизнес-центре в розовых рубашках и это УК обходится дороже? Да никакой. Тем более что саньки должны 20 дней в месяц быть в бумагах, а не то накажет ФСФР.

При этом талантливые биржевики (которых, кстати, не следует идеализировать, так как ошибаются и они) совершенно не торопятся давать комментарии СМИ, выступать по радио и на ТВ. Знающий молчит, а говорящий не знает, и получается, что так называемый начинающий инвестор проскочит мимо Санька только случайно. Скорее всего, он с ним столкнется. Кто-то выкрутится, а кто-то попадет на крючок рекламы. Абстрагироваться от нее и от соответствующей ауры в обществе сложно, но можно. Когда я купил праворульный поддержанный автомобиль, а не BMW в кредит (непременно в кредит, а не на свои), то упал в глазах некоторых знакомых в разряд лузеров. Ну и черт с ними!

Нет твердых рецептов, как заработать на бирже. Есть только идеи, которые могут оказаться ошибочными, и за это придется платить. Платить за чужие ошибки глупо. Уж лучше совершать их самому, а для этого необходимо разбираться в том, что происходит, и совершать осмысленные действия. Предварительно же лучше задать себе вопрос: а действительно ли оно мне надо? Ведь биржевиком, как, например, и стоматологом, дано быть не каждому.