Оценивать долю нерезидентов на российском фондовом рынке достаточно сложно. Так, с одной стороны, статистика ММВБ по количеству открытых счетов в этом году показывала превышение числа физлиц над нерезидентами (начиная с марта), с другой — часть иностранных игроков, возможно, оттянула на себя площадка RTS Standard. Кроме того, устойчиво снижается доля Лондонской биржи в торговле российскими акциями (снижение с 62% в октябре 2008-го до 23–24% летом этого года). Поэтому могу предположить, что доля нерезидентов на российском рынке акций сейчас ниже, чем в 2005–2006 годах.
Связано это с тем, что крупнейшие глобальные брокерские дома клиентам (не в рекламных рассылках) и наиболее авторитетные глобальные инвесторы рекомендуют «покупать» не Россию, а Китай, Индию, Бразилию — то есть те рынки, которые показали себя относительно неплохо во время кризиса. При этом неудивительно, что российские брокеры говорят о притоке нерезидентов — собственно, они все время работают с нерезидентами (российские банки работают на фондовом рынке сами, физлица — через интернет-трейдинг).
С момента прохождения «нижней точки» Россия выросла больше остальных рынков. Но тому есть два объяснения. Во-первых, наш рынок больше других упал, а во-вторых, в России правительство выбросило в финансовую систему больше ликвидности, чем в других странах (не считая США). И, разумеется, часть этих денег выплеснулась на рынок акций. Кстати, именно поэтому денежная масса сейчас меньше, чем в начале года: основной выброс денег пришелся на осень-зиму, а сейчас эти средства потихоньку абсорбируются.
Российский рынок акций кажется мне перекупленным с точки зрения фундаментальных факторов: экономического роста нет, денежная масса также не растет. Возможно, мы уже не «сходим вниз», но не следует ждать серьезного подъема рынка акций, пока экономика не начнет расти и фундаментальные показатели не догонят рыночные котировки.
В рассуждениях о том, что, пока Америка не найдет новые рынки и новые сферы производства, она не избавится от проблем кризиса перепроизводства, а значит, деньги будут неизбежно стремиться на финансовые рынки и надувать там пузыри, есть здравое зерно. Но Америка не единственный определяющий фактор для финансовых рынков. Нельзя забывать про Китай, в котором экономический рост продолжается, несмотря на кризис: сегодня эта страна становится номером один для вложений иностранных инвесторов. Поэтому если говорить о пузыре на нашем рынке акций, то его обеспечат скорее наши, чем американские деньги. Цепочка тут простая: ожидаемого перераспределения собственности в пользу эффективных владельцев в стране не произошло — стратегические инвесторы, которые резервировали серьезные средства в надежде купить подешевле активы, не смогли этого сделать. В итоге вместо прямых инвестиций мы получаем рост портфельных инвестиций. А это, в свою очередь, сейчас ведет к отрыву рынка акций от фундаментальных показателей экономики.