Для пользы дела

Свой бизнес
Москва, 01.03.2010
«D`» №4 (91)
Интернет-пользователи привыкли приобретать различные товары в Сети, но заказ услуг в онлайне пока еще редкость

Найти редкое лекарство, которого нет в городе, доставить подарок, привезти с другого конца света редкую книгу, остеклить балкон — сегодня можно найти десятки компаний-посредников, специализирующихся на том или ином виде услуг. Но будущее все же за универсальными онлайн-сервисами, которые за минимальное время примут и выполнят любые запросы пользователей, какими бы экстравагантными они ни выглядели.

Как прикажете

Проект «Агентство особых поручений» (Porucheno.ru, 55% которого сегодня также принадлежит ИК «Финам») сложно назвать стартапом — как-никак он работает с сентября 2007 года. «В то время я планировал заниматься курьерской доставкой блюд из ресторанов и писал бизнес-план, когда пришел к мысли, что самое время для создания необычных и полезных интернет-проектов. Так и родилась идея создать специализированный ресурс по выполнению любых поручений», — рассказывает директор и совладелец агентства Игорь Варгафтик. В поиске партнеров он вышел на директора E-generator.ru (интерактивное творческое агентство, контрольный пакет которого принадлежит холдингу «Финам») Юрия Белоусова. «Поначалу он отмел мою идею как абсолютно нерабочую, заявив, что “вот придет агент к бабушке и грохнет ее, а мы должны отвечать”. В конце концов мне удалось уговорить Белоусова, что стоит попробовать», — вспоминает Варгафтик. Но даже у него самого не было полной уверенности в том, что идея сработает, поскольку никакие исследования не могли показать степень востребованности такого сервиса.

После разработки сайта была сделана рассылка участникам E-generator.ru с приглашением зарегистрироваться в Porucheno.ru в качестве агентов. В результате удалось сразу получить порядка тысячи агентов, готовых выполнять любые поручения: удостовериться в наличии фирмы по указанному адресу в другом регионе, встретить с поездом кота, которого надо отвезти на прием в ветклинику и потом вернуть обратно владельцам, купить товар в другом городе или даже стране и отправить заказчику — вот с такими и не только поручениями обращаются сегодня в агентство. Наряду с распространенными вариантами заданий (встретить, найти, собрать справки, передать, поздравить, проверить, забронировать, сфотографировать) можно заказать участие в аукционе от имени и по доверенности заказчика или доставку продукции из Китая и многое другое. За все время работы агентства был только один случай, когда агент в последний момент уклонился от выполнения поручения — просто не стал отвечать на звонки, но и тогда быстро нашли замену, и заказ был выполнен в срок. Сегодня сайт объединяет уже более 10 тыс. агентов (получающих за выполнение поручения гонорар около 50% стоимости услуги), а вот число заказов значительно меньше.

От массы курьерских фирм, коих пруд пруди в каждом городе, как и узкоспециализированных ресурсов (например, компаний по доставке цветов), агентство отличают практически неограниченные возможности и оперативность. «Другие компании не принимают заказы день в день, не организуют доставку и вручение подарка в любой момент по желанию клиента, не предоставят фотоотчет и не пойдут на то, чтобы клиент ограничился выбором одной гвоздички или ромашки», — говорит о преимуществах над конкурентами Игорь Варгафтик.

На окупаемость проект вышел уже через полгода после старта. Сегодня ежемесячный оборот агентства составляет около 500 тыс. руб., а вся прибыль идет на развитие (разработку новых сервисов, открытие представительств в других городах). Примечательно, что еще в 2008 году владельцам поступило предложение продать 49% агентства за $1 млн. Но от столь щедрого подарка они предпочли отказаться.

Изначально Porucheno.ru был рассчитан на то, что основной объем заказов будет идти от частных лиц, но наиболее прибыльными для агентства оказались заказы от компаний. С некоторыми из них имеются уже долгосрочные контракты. Многие компании при помощи услуг агентства снижают собственные издержки. Одной столичной фармацевтической фирме, отгрузившей в регионы товар, в ответ не пришли накладные, подтверждающие его получение, — на звонки получатели не отвечали. Без документов фирма не могла получить причитающуюся ей оплату из бюджета. Разрешить ситуацию можно было, разве что командировав собственного сотрудника. С помощью агентства решить эту проблему удалось гораздо быстрее и дешевле (цена услуги — около 3 тыс. руб.). Агенты получили документы и отправили их в Москву.

Оплата с гарантией

  Фото: Fotolia / PhotoXPress.ru
Фото: Fotolia / PhotoXPress.ru

Сайт Poruchite.ru создан по тому же принципу, что и Агентство особых поручений, но принцип работы с клиентами несколько иной. «Мы с ними (Porucheno.ru. — Прим. D') не конкурируем — у нас немного разный фокус. Хотя здоровая конкуренция идет только на пользу. Тем более что в области поручений пока место точно есть и для нас, и еще для двух-трех подобных сервисов», — говорят Петр Щекочихин и Сергей Проценко, сотрудники компании Samsung Electronics, работающие в Сеуле и разрабатывавшие Poruchite.ru в свободное от работы время.

Сервис Poruchite.ru не только сфокусирован на выполнении рутинных заданий, но и построен на несколько иных условиях, нежели Агентство особых поручений. Здесь агент напрямую выходит на заказчика, перечисляя сервису-посреднику 10% стоимости работы. «Основным преимуществом нашей системы является мгновенность поиска исполнителей, — говорит Петр. — Мы фокусируемся на несложных заданиях, поэтому исполнители на них должны находиться очень быстро».

Авторы отмечают, что создали не просто сайт, а целую интеллектуальную систему, которая позволяет моментально находить лучших исполнителей для любых заданий. Причем перепоручить любую рутинную работу на компьютере или в интернете удаленному помощнику можно за те деньги, которые вы готовы заплатить.

Сейчас в списке поручений преобладает поиск различной информации (фильмов и музыки, поиск работы, редких товаров, дешевых предложений), можно рассчитывать на помощь при работе с различными компьютерными программами, а также при написании любых текстов (вплоть до рецензии и статьи). Исполнители за каждое выполненное задание набирают баллы, которые формируют их рейтинг, играющий существенную роль при получении новых заказов. «Задания в первую очередь получают исполнители с высоким рейтингом. Кроме того, в момент выбора исполнителя заказчик может посмотреть его рейтинг и прочитать отзывы других, — говорят создатели проекта. — Исполнители же с низким рейтингом будут автоматически “вымываться” из нашей системы». Гарантией оплаты работ служит резервирование системой средств на оплату задания при его размещении.

Учитывая, что сайт запущен пару месяцев назад, говорить о его рентабельности преждевременно (общие затраты разработчиков составили порядка 300 тыс. руб.). Число пользователей уже превысило более 400 человек. Сейчас поступает 3–15 заказов в день, но владельцы сайта надеются на большую активность. «Мы планируем выйти на объем 100 заказов в день. Это будет означать, что наш месячный оборот составит около 300 тыс. руб., — говорит Петр. — Добиться этих показателей планируем уже через три месяца».

Отрекомендуют

На быстрый поиск качественных исполнителей нацелен еще один стартап, запущенный осенью 2009 года, — Merket.ru (Центр домашних услуг). Своим появлением он обязан инженеру Андрею Якимову, задумавшему его еще два года назад. Толчком к созданию послужил обыкновенный ремонт, а точнее, установка натяжного потолка. «На свой страх и риск обратился в фирму, которую нашел через интернет (ее сайт был одним из наиболее посещаемых в этом сегменте услуг). Но мастер подкачал: мало того что пришел спустя месяц после моего звонка в компанию, он и потолки установил так, что пришлось все переделывать. Дело чуть не дошло до суда: мастер постоянно опаздывал и грубил. Хуже всего то, что я уже отдал деньги», — рассказывает Якимов.

  Фото: Fotolia / PhotoXPress.ru
Фото: Fotolia / PhotoXPress.ru

Андрей начал с того, что опросил своих близких и знакомых: «Нравится ли идея, будут ли пользоваться таким сервисом?» — и от всех получил положительные отзывы. Аудитория 1,5–2 тыс. человек, готовых пользоваться сервисом, — это уже неплохо, заключил он и принялся за дело. На разных стадиях к проекту подключались необходимые специалисты, сейчас его команда включает пять соучредителей, среди которых есть и финансист, и маркетолог, и программисты.

Сегодня подать заявку на выполнение любых работ можно как через сайт, так и по телефону, указав свои пожелания (объемы, сроки, стоимость). Центр же, в свою очередь, предложит до трех исполнителей. «У нас выстроена модель, которая, всесторонне оценивая всех исполнителей, подбирает наилучших с учетом параметров заказа и рейтинга исполнителя, — делится наработками Якимов. — Когда делаешь для себя, прекрасно понимаешь, что хочешь получить: уважение к заказчику, качественное и своевременное исполнение работы, на которую дается гарантия, — вот те критерии, на которых я строил свою модель».

Merket.ru запустили в сентябре 2009 года, при этом начали всего с нескольких категорий работ (ремонт бытовой техники, перевозки, услуги сантехников и пр.). Рекламу давали через «Яндекс.Директ», но отдача оказалась невысокой. «Своих» исполнителей проект отобрал довольно быстро — из 1,5 тыс. компаний за пять месяцев было отсеяно (на основании отзывов заказчиков) больше половины. Сейчас на сайте около 600 зарекомендовавших себя компаний и мастеров в 20 категориях. И это та цифра, которая позволяет проекту стать рентабельным. Но вот вводить хотя бы небольшую плату за свои услуги владельцы центра пока не спешат. «Вопрос монетизации очень скользкий, — признается Андрей. — Мы стали быстро расти, а любой сбой в не отлаженном временем бизнес-процессе чреват тем, что люди будут отказываться от удобного сервиса. А нам бы хотелось позиционироваться как удобный, качественный сервис и для заказчиков, и для исполнителей». Но именно на исполнителях владельцы Merket.ru и собираются зарабатывать: за получение заказов они будут платить. «Сервисные компании, используя данный сервис, через три-пять лет смогут планировать свои бюджеты и загруженность исходя из объема поступающих запросов на работы», — считает Андрей.

Но чтобы заинтересовать ремонтные мастерские, потребуется существенно увеличить объемы заказов: сегодняшних 3–30 заказов недостаточно, чтобы полностью монетизировать сервис без потери качества.

С помощью наших экспертов мы решили оценить все три ресурса по нескольким критериям. Высший балл — 10.

Новости партнеров

«D`»
№4 (91) 1 марта 2010
Газпромбанк на бирже
Содержание:
Развесистое IPO

Газпромбанк выведет на биржу не только свой банковский бизнес, но и свои многочисленные непрофильные активы. Тем не менее размещение будет успешным: у инвесторов нет особого выбора

Реклама