Иканомика

Алина Любимская
26 апреля 2010, 00:00

Как инвестор Карл Икан играет на акциях и нервах директоров

«За некоторыми исключениями, компаниями США управляют не те люди» — эта цитата известного рейдера и гринмейлера Карла Икана стала мантрой для целого поколения инвесторов. Вот уже 30 лет Карл Икан «обезглавливает» компании, в которых владеет миноритарной долей. Он обладает даром воздействовать на мозг людей и управлять ими по своему усмотрению. Часто совет директоров откупается от палача компаний по баснословной цене, его стратегия работает почти бесперебойно. Сегодня Карл Икан стал миллиардером. В чем же его секрет? Инвестор говорит, что просто-напросто является маньяком, а не усидчивым и стабильным «середнячком». Его патологическая увлеченность парализует «жертв» и отпугивает конкурентов.

Первые шары

Детство Карла прошло в не самых престижных районах Нью-Йорка: родился он в Бруклине, а вырос в Куинсе. Семья будущего инвестора была интеллигентной и, соответственно, незажиточной. Папа Майкл Икан с детства занимался оперным пением и мечтал о сцене. Однако судьба распорядилась иначе: Майкл стал кантором в синагоге. «Тот факт, что он был догматичным атеистом, не способствовал его профессиональному прогрессу, поэтому в конце концов он стал внештатным преподавателем», — рассказывает Икан в своем блоге The Icahn Report. Мама Карла Белла Икан тоже была учительницей. По словам инвестора, он уважал ее больше, чем отца: «Мой отец никогда не мог ничего закончить. Он был странным человеком, и я его никогда не уважал» (см. «The Raid», Ken Auletta. The New Yorker, 20.03.2006).

Эталоном для мальчугана стал брат матери Эллиот Шнолл — энергичный делец, который закончил Йельский университет и проживал в районе для миллионеров Палм-Бич. Известно также, что юный Карл очень любил бокс и карты. После окончания средней школы он выиграл в покер около $1 тыс. и смог заплатить за учебу в Принстонском университете. Как пишет Карл Икан в своем блоге, в 1957 году он сдал экзамен на бакалавра гуманитарных наук по философии и пошел в медицинскую школу Университета Нью-Йорка. Однако не прошло и трех лет, как юноше наскучили все эти докторские примочки: он бросил все и подался в армию.

После армии началось самое интересное. По возвращении парнишка с головой окунулся в покер. Он заработал таким образом $4 тыс. и попросил дядю Эллиота устроить его брокером в Dreyfus, Ashby & Company. В 1963-м он переметнулся в Tessel Patrick & Co., где трудился вплоть до 1964 года, а после этого Икан стал работать только на себя. «Моя карьера началась в 1961 году в качестве зарегистрированного представителя в Dreyfus, Ashby & Company. Я изучил опционы и арбитраж на конвертируемых ценных бумагах и сколотил большой бизнес. В 1968-м купил место на Нью-Йоркской фондовой бирже и учредил Icahn & Co., Inc. в качестве брокерской фирмы», — рассказывает инвестор.

Первый шар Икан забил в 1976 году, когда скупил 25% акций инвесткомпании Highland Capital Corporation. Карл уже готов был развернуть войну за места в совете директоров, но председатель совета Вальтер Шоер дал ему отступного. Топ-менеджеры выкупили акции по завышенной цене. Таким образом, Икан попробовал себя в качестве гринмейлера.

А вот в 1977 году Икан получил первый опыт корпоративного рейдерства. Тогда инвестор был держателем контрольного пакета акций производителя кухонных духовок Tappan Co. Он стал директором компании, затем продал ее шведской Electrolux. Безусловно, все это сопровождалось скандалами и конфликтами с менеджерами. Однако здесь Икану не пришлось биться головой об стену и разрывать рубашку, все же контрольный пакет акций придает словам большую весомость. Кстати, купил он бумаги по $7,50, через год они взлетели до $20, и шведы с удовольствием заплатили $18.

Мастер и маргаритки

 pic_text1 Фото: из архива фотослужбы
Фото: из архива фотослужбы

Карл оказался многостаночником: стал специализироваться как на рейдерстве, так и на гринмейле. Зачастую он скупает бумаги недооцененных рынком компаний с низким P/E или с рыночной стоимостью меньше балансовой. «Моя инвестиционная философия, в основном и за некоторыми исключениями, заключается в том, что я покупаю то, что никому не нужно», — любит изрекать Икан. При этом инвестор не всегда нацеливается на контрольный пакет, ему хватает и такого количества акций, которого достаточно для просачивания в совет директоров. Дальше Икан выставляет управляющих олухами и лентяями и призывает других инвесторов сменить правление, активно рекламируя в качестве директоров своих людей или себя. Если все идет по плану, то он продает компанию или одно из подразделений по выгодной для него цене. Если нет, то директора сами выкупают долю Карла, лишь бы избавить себя от его мерзкого присутствия. Вообще без таланта манипулировать людьми Карлу Икану вряд ли удалось бы провернуть все свои авантюры.

В 1980-е в США пришла золотая эра корпоративного мошенничества. Гринмейлеры и рейдеры сновали от одной компании к другой в поисках легкой наживы. Икан вошел в раж и принялся раскидывать сети, улов зачастую оказывался довольно щедрым. Особенность «ранней лирики» Карла Икана — чистый блеф и расчет на хрупкую психику членов правления компаний. Так, одна из ранних афер инвестора — «развод на деньги» совета директоров производителя бумаги Hammermill. В 1979 году акции этой компании были сильно недооценены и торговались по $25. Карл приобрел 782 тыс. акций, а компания под его управлением — Bayswater Realty & Investment Trust — еще 82,6 тыс. В совокупности получилось 10%, и инвестор стал расчищать себе место в совете директоров. При этом он цинично и в грубой форме настаивал на продаже бизнеса компании. Эти наглые и вызывающие действия были нестерпимы для директоров. В итоге в 1981 году управляющие выкупили пакет Икана по $36 за акцию при условии, что он никогда больше не будет скупать акции компании. Прибыль инвестора от этой сделки оценивается примерно в $9 млн.

Далее Икан стал активно использовать подобную схему, доводя ее до совершенства. В 1979 году инвестор приобрел пакет 10% в Saxon Industries (покупал по $7,21 за бумагу). В 1980-м совет директоров выкупил у Икана его долю по цене $10,5 за акцию. В 1982 году Икан возглавил группу акционеров ритейлера Marshall Field, которые держали пакет 10%, сам инвестор владел долей 20%. Он скупил акции по $15 за штуку и громогласно заявил, что собирается купить еще, чтобы завладеть компанией и потом продать. Топ-менеджеры и директора впали в истерику и стали искать спасения на стороне. Скорая помощь подоспела в лице британского ритейлера Batus Inc., который согласился купить Marshall Field. Тут Икан неожиданно притих, так как британцы предложили ему $30 за акцию. Как писали тогда газеты, компании «пришли к соглашению с Карлом Иканом».

В 1983 году инвестор скупил 1 млн акций производителя очков American Can Co. по $27, через месяц менеджмент выкупил у него пакет по $35 за штуку. В том же году он успел поиздеваться над правлением Gulf & Western, скупив 3 млн акций по $19. Через три месяца пакет Икана был выкуплен правлением компании по $29. В 1983–1984 годах ненавистный Икан заработал целых $25 млн на слабых нервах директоров погрязшей в долгах Phillips Petroleum. Сперва он приобрел 5%, затем стал добиваться, чтобы у него этот пакет выкупили, а потом пригрозил, что приобретет еще 45%. Но сделать это не удалось. Икан два раза подавал на компанию в суд, дело принимало оборот в его пользу. Нефтяники испугались и пошли на мировую, откупившись от домогательств Икана за $25 млн.

Серийный инвестор-маньяк

К середине 1980-х алчность взыграла в жилах Карла, ему захотелось большего размаха. «Бывают и такие случаи, когда моя команда может действовать более эффективно, получив полный контроль над компаниями, что будет выгоднее для всех», — изрек Икан в интервью в 1983 году. В 1984-м он впервые решил купить компанию полностью и выжать из нее соки. Первой жертвой стал изготовитель железнодорожных вагонов ACF Industries. Купил он ее за $468,7 млн в 1984 году, затем продал три из четырех подразделений компании, выручив $360 млн.

В 1985 году Икан приступил к надругательству над авиакомпанией Trans World Airlines (TWA). Западная пресса впоследствии со слезами вспоминала о «Мерилин Монро» американской авиации, как называли в печати TWA, над которой так грязно измывался Карл. Он приобрел 100% компании. Всего Икан потратил на покупку TWA $469 млн. Затем он начал манипулировать ее акциями: сначала придал ей частный статус и продал одно из подразделений, потом снова разместил бумаги на бирже, в результате положил в карман $500 млн.

 pic_text2

Бизнес не конек Карла — ему было совершенно наплевать на TWA, вытаскивать «звезду» авиации из долгового болота он вовсе не собирался. Все его действия по сокращению персонала, урезанию зарплат стюардессам и пилотам служили лишь для отменного функционирования денежного насоса. Инвестор просто выжимал капли крови из полуразложившегося трупа. В 1992 году авиакомпания обанкротилась, и Карл бросил ее на произвол судьбы. Правда, перед уходом любезно одолжил TWA $190 млн, а в 1995-м не менее благодушно затребовал обратно с процентами. У TWA денег не было, поэтому она предпочла расплатиться натурой: предложила дисконт на билеты для сотрудников подконтрольной Икану компании Karabu сроком на 99 месяцев. Карл все эти месяцы скупал билеты и перепродавал с наценкой через интернет. Что касается «Мерилин Монро», то ей все равно суждено было умереть от долговой передозировки. В 2001 году TWA вновь объявила о банкротстве, и ее купила American Airlines.

В 1990-х годах Карл не менее активно терроризировал менеджеров и директоров. Введение сенатом США в начале 1990-х закона о налоге 50% на прибыль (от продажи акций по цене намного выше рыночной) не произвело на инвестора особого впечатления. Ведь Икан родился не для того, чтобы бояться, а для того, чтобы пугать. Поэтому, в отличие от большинства практиковавших в 1980-е гринмейлеров и рейдеров, Карл не оставил своего занятия.

В 1990 году он довел до Кондратия нефтяников из Texaco, которые выкупили его 14-процентный пакет. Тогда совет директоров выплатил не только Карлу, но и всем инвесторам дополнительные 8% дивидендов. В том же году Western Union выкупила бонды Икана по 50 центов, тогда как приобретались они в среднем по 37 центов. В 1991-м инвестор выгодно продал свой пакет 13% менеджменту сталелитейной USX Corp., а в 1997 году неплохо поживился и на ритейлере RJR Nabisco. В последнем случае пришлось потрудиться более полутора лет: Икан тщетно убеждал директоров выделить убыточное табачное подразделение в отдельную фирму. Затем стал угрожать, что купит RJR Nabisco целиком. Параллельно Карл обрабатывал мозг других инвесторов, настраивая их против совета директоров. Менеджмент компании выкупил 7,3% акций у Икана по $36,75 за штуку, тогда как приобретались бумаги по цене $30. Здесь Карл выручил более $100 млн. К подвигам 1990-х относится и захват машиностроительной корпорации Federal-Mogul: в 2008 году Икан стал председателем ее совета директоров и по сей день усиленно пьет из нее соки.

Зрелая лирика

В числе более свежих и громких «подвигов» Карла — «обработка» совета директоров Time Warner. В конце 2005 года он возник в качестве миноритария компании с пакетом 3,3%. Естественно, Карл выступал за смещение совета директоров, частичный выкуп акций у инвесторов и реорганизацию компании. Здесь имеется в виду расщепление бизнеса на четыре подразделения: кинокомпания, кабельное телевидение, издательский бизнес и поглощенная ранее интернет-компания America Online (AOL). «В жизни и бизнесе можно допустить две непростительные оплошности… Первая — это действовать поспешно и необдуманно, вторая — находиться в бездействии. К сожалению, совет директоров и топ-менеджмент Time Warner уже допустили первую оплошность, заключив сделку по слиянию с AOL, мы полагаем, что сейчас они в процессе второй», — говорил Икан в начале 2006 года.

Сперва правление согласилось лишь на план по обратному выкупу бумаг за $12,5 млрд. К февралю 2006-го Карл «уговорил» менеджеров увеличить сумму до $20 млрд, а также навязал Time Warner двух своих независимых директоров в правление. Взамен, как и повелось, компания получила обещание Икана не настаивать на смещении ведущих лиц компании. В частности, генерального директора Ричарда Парсонса, который особенно активно противостоял «заботе» Икана о Time Warner. Кстати, на слухах о выкупе Time Warner своих бумаг их котировки поднялись с $52,95 до $55,71 всего лишь за январь 2006 года.

В 2008 году рейдер принялся за правление Yahoo!, навязывая им сделку по слиянию с Microsoft и смещение совета директоров. В принципе Икан выдвинул разумное на тот момент решение: за Yahoo! предлагали $34,375 за акцию, или $48,7 млрд (на тот момент, в июле 2008 года, максимальная цена за месяц составила $24,64). Но единственное, что удалось Икану, — это протолкнуть двух человек в правление. Однако это не помогло ему провернуть сделку по слиянию с Microsoft, поэтому в октябре он покинул компанию. Было бы совершенно не похоже на Карла, если бы он каким-либо образом не нагрел руки на Yahoo!. Скорее всего, он, как обычно, «пришел к соглашению» с советом директоров. Известно, что сейчас он распродает бумаги интернет-поисковика. По сведению Mutual Fund Facts About Individual Stocks, на конец 2009 года Икан продал три четверти своего пакета Yahoo!.

 pic_text3

В 2008 году Карл во главе с другими инвесторами с пакетом 6,4% за пазухой проник в совет директоров и вынудил Motorola выделить в отдельную компанию убыточный бизнес по изготовлению сотовых телефонов.

На данный момент «в работе» у инвестора канадская медиакорпорация Lionsgate Entertainment, которую он собирается выкупить полностью за $574 млн. Карл уверен, что его предложение выгодно для компании, акции которой пухнут только благодаря ему. 29 марта этого года бумаги Lionsgate торговались по $6,24, тогда как еще 26 февраля они стоили $5,65. «Я думаю, они стоят больше $6 только из-за того, что мы в деле», — сказал Икан Reuters 29 марта. Кстати, сейчас Карл держит 19% Lions Gate и противостоит желанию компании купить Metro-Goldwyn-Mayer Inc. за $1,5 млрд. Чем вся эта история закончится, будет известно максимум через месяц, так как предложение Карла о выкупе действует до 30 апреля.

В последнее время Карл стал специализироваться на фармацевтике и биотехнологиях — видимо, так проявились два с половиной года учебы в медицинской школе Университета Нью-Йорка. С пакетом 6% он смог полностью подчинить себе фармацевтическую компанию Biogen Idec, протолкнуть трех человек в совет директоров (состоящий всего из 12 директоров) и выдавить из компании исполнительного директора Джеймса Муллена. Здесь инвестор будет добиваться разделения бизнеса на два направления — по изготовлению нейро- и противораковых препаратов. В биотехнологической компании Genzyme Карл держит 2% и уже смог убедить всех инвесторов проголосовать за назначение его протеже в совет директоров 20 мая. Если все сложится, Икан заполучит четыре кресла из девяти и будет проталкивать план по продаже бизнеса. В Amylin Pharmaceuticals Карл держит около 9,2% акций, добивается четырех из девяти мест в совете директоров, к концу марта смог заполучить только два.

Сейчас Карлу 74 года, в своем блоге он пишет следующее: «Сегодня я председатель правления Icahn Enterprises — диверсифицированного холдинга компаний, которые вовлечены в различные области бизнеса, в том числе инвестиционный менеджмент, металлы, недвижимость и потребительские товары. Я председатель правления American Railcar Industries Inc. с 1994 года, директор Blockbuster с мая 2005-го. Стал председателем правления ImClone Systems в 2006 году. И с января 2008-го — председатель совета директоров Federal-Mogul». Недавно инвестор учредил Союз американских акционеров и агитирует всех в него вступать. Негласный девиз заведения — выдавливание «зажравшихся» менеджеров. «…Это невероятно, некоторые члены совета директоров тратят $10 тыс. в неделю и совершают дальние поездки на корпоративных самолетах только для того, чтобы побывать на пяти- или четырехчасовом собрании», — возмущается Карл. Относиться к Икану можно по-разному: можно считать его жуликом, маньяком или благодетелем. Однако своей, этичной или не очень, деятельностью он сколотил капитал $9 млрд. В прошлом году инвестор попал в список богатейших людей планеты, по версии Forbes, оказавшись на 54-й строчке. «Я личность с сугубо ограниченными интересами, зацикленный. Я думаю, это как раз и является клеймом успеха. Этот мир обусловлен соперничеством, и если ты не будешь маньяком в своем роде, то конкуренты рано или поздно скушают тебя. Нужно быть крайне увлеченным, и правильные мысли придут… при этом совсем не обязательно сидеть все время за столом и работать… Одно из моих преимуществ: я умею наслаждаться отдыхом…», — сказал Карл Икан Роберту Слейтеру, автору книги «Титаны поглощений» (1999).