Слово-золото

Свой бизнес
Москва, 17.01.2011
Какие существуют механизмы раскрутки новых интернет-ресурсов, для чего создаются «мусорные» сайты и какой доход они приносят своим владельцам

Фото: Fotolia / PhotoXPress.ru

Довольно часто на просторах Всемирной паутины встречаются непонятные и, кажется, бессмысленные сайты. Попадаются «мусорные», заполненные каким-то откровенным бредом, или вообще мертвые, на которых информация не обновлялась уже несколько лет, при этом страницы пестрят ссылками на другие ресурсы. Смотришь на все это и думаешь: зачем? Ведь это сделано каким-то человеком, и не без причины, а с определенной целью. Причины создания таких интернет-сайтов мы и попытаемся выяснить.

Гонка в топ

Те бизнесмены, которые серьезно отнеслись к интернету 10–15 лет назад, не побоялись вложить средства в IT-инфраструктуру и начали использовать Сеть в своем бизнесе, получили сегодня хорошие дивиденды. В силу узости российского интернета в период его зарождения появившиеся тогда интернет-магазины стали популярными брендами. Старые магазины, новостные порталы или тематические форумы по сей день собирают посетителей, которых удерживают привычка, доверие или сложившееся сообщество единомышленников. Такие сайты люди знают, а их адреса набирают непосредственно в браузерах.

Однако для большинства пользователей точкой входа в интернет являются поисковые системы. Тенденция такова, что через некоторое время они могут уступить место социальным сетям, но пока «Яндекс» или Google остаются главными инструментами по добыче информации. И те бизнесмены, которые хотят рекламировать свои товары или услуги с помощью интернет-сайта, решают задачу по продвижению ресурса в поисковиках.

К примеру, есть интернет-магазин подарков Art-holding.ru, который, чтобы увеличить продажи, хочет попасть в первую тройку в «Яндексе» по запросу «подарок». По данным «Яндекса», слово «подарок» в поисковой строке набирают 1,2 млн раз в месяц. Занять одно из первых мест в списке, открывающемся перед глазами у более миллиона пользователей, законное желание. Однако попасть даже в первую десятку «Яндекса» по популярному запросу непросто и недешево.

Чтобы решить подобную задачу, можно купить в «Яндексе» или Google рекламные объявления. Они отображаются над топовой десяткой сайтов, которые стали результатом поиска, и слева от них. Принцип отображения прост: кто больше заплатил, того объявление выше. Объявления в рекламной системе «Яндекса» просматривают более 25 млн пользователей в сутки, а со словом «подарок» — почти 3 млн в месяц, или 100 тыс. человек в сутки. Очень хороший охват, но цена такой рекламы тоже довольно высока. Объявление с запросом «подарок» будет стоить минимум 30 руб. за клик, а месячный рекламный бюджет может при этом составить более 150 тыс. руб.

Метод с рекламными объявлениями хоть и не дешев, но прост и понятен. Есть и другие пути попадания в топ по поисковой выдаче — рекламные статьи и рекламные ссылки. Первый способ анализировать не будем, потому что он такой же, как с рекламными объявлениями, только вместо них здесь используются полноценные статьи о предмете рекламы, включающие ссылки на сайт рекламодателя. Рассмотрим подробнее метод продвижения сайта рекламными ссылками.

Во многом результат продвижения зависит от администратора или владельца сайта, который должен оптимизировать его в соответствии с алгоритмами поисковиков. Такая оптимизация называется SEO (search engine optimization). К примеру, несколько лет назад был популярен такой метод: на главной странице сайта нужно было написать слово «подарок» максимальное количество раз, и «Яндекс» помещал сайт в топ-10 по выдаче. Но для того, чтобы сайт все-таки выглядел прилично, а не пестрил повторами, слово «подарок» писали белыми буквами на белом фоне. Сейчас это уже не работает, так как алгоритмы поисковых систем становятся умнее и все время совершенствуются.

Оптимизация стала сложнее. В процессе занесения в базу данных поисковая система учитывает разные параметры ресурса при вычислении его соответствия введенному запросу. Такое соответствие называется релевантностью, на которую влияют плотность ключевых слов (оценивается на основе семантического анализа текста, чтобы отсеять хлам) и индекс цитирования, зависящий от количества и популярности веб-ресурсов, ссылающихся на данный сайт. У Google это Page Rank (PR), у «Яндекса» важнее тематический индекс цитирования (ТИЦ), рассчитанный еще и из схожести по тематике сайта рекламодателя и ссылающегося на него ресурса.

Итак, чем выше ТИЦ, тем лучше поисковик относится к сайту. В поисковых системах есть разделы, где можно узнать об индексировании и продвижении веб-ресурса (например, webmaster.yandex.ru). Для получения большого объема информации о сайте рекомендую воспользоваться анализатором pr-cy.ru.

Если вы меняетесь ссылками с другими ресурсами для увеличения ТИЦ, то важно, чтобы ссылки были с сайтов похожей тематики. Кроме того, необходимо, чтобы на сайте был эксклюзивный контент — уникальные статьи, а не только собранные методом copy-paste из других веб-источников.

Таким образом, все факторы, которые влияют на положение сайта в выдаче поисковика, делятся на внешние и внутренние. Внутренние — это работа по оптимизации (белые буквы на белом фоне). Внешние факторы — это и обмен ссылками с похожими ресурсами, и регистрация сайта в каталогах (обратите внимание, здесь существует целый бизнес: заплатив единожды 500–1000 руб., вы будете уверены, что специализирующиеся на этом люди зарегистрируют ваш сайт в сотнях каталогов), и покупка ссылок напрямую у владельца сайта или на ссылочных биржах. Увеличение и индексация поисковиками ссылочной массы приводит к росту ТИЦ и PR вашего сайта и, следовательно, продвижению на первые позиции в результатах выдачи. Далее увеличивается посещаемость сайта и растут продажи ваших товаров или услуг, что и является конечной целью.

Во внешних факторах в принципе все понятно и прозрачно, кроме покупки / продажи ссылок на ссылочных биржах. Интернет на сегодня самая динамично развивающаяся отрасль, а раз она так быстро развивается, то и биржи просто обязаны появиться. Свои уникальные биржи, на которых продается цифра и цену дают за слово.

Ищу оптимизатора. Веб-мастер

Биржи ссылок используются для продвижения веб-ресурсов, с одной стороны, и заработка на таком продвижении владельцами сайтов — с другой.

Чтобы получить хороший эффект в продвижении сайта от наращивания массы внешних ссылок, их должно быть от нескольких десятков до нескольких тысяч. Выполнять такую работу вручную нереально, необходим инструмент для автоматизации. Раз необходим, то он появился. Интернет-биржи ссылок предоставляют кроме ручного режима покупки / продажи ссылок еще и автоматический, когда администратор только контролирует процесс, а вся работа выполняется программами на серверах биржи.

Участники биржи ссылок сегодня делятся на две категории: веб-мастера и оптимизаторы. Веб-мастера приходят на биржу с целью получения денег со своего сайта. Для этого они продают рекламные места под ссылки на ресурсы оптимизаторов. За каждую из таких ссылок веб-мастер получает ежемесячный доход. Оптимизаторы же закупают ссылки с других сайтов на свои для улучшения позиций собственных ресурсов в поисковых системах и увеличения их посещаемости.

А как же быть с ценой на ссылки? Или и здесь появились законы ценообразования? Естественно. Это же рынок. Стоимость ссылки зависит от параметров страницы, на которой для нее продается место, и может колебаться от нескольких копеек до нескольких сотен долларов в месяц. Вот некоторые параметры:

— уровень вложенности (УВ) страницы размещения — количество кликов, необходимых для перехода на нее с главной страницы сайта, которая имеет уровень вложенности 1;

— PR страницы размещения;

— ТИЦ сайта;

— трастовость — качество сайта в целом, оценивается по части проиндексированных поисковиками страниц этого сайта от их общего числа; чем больший процент страниц в основном индексе, тем качественнее сам сайт;

— возраст домена — срок с момента регистрации доменного имени, чем старше, тем лучше;

— внешние ссылки — число исходящих ссылок на другие сайты с данной страницы (их следует ставить на те ресурсы, которые действительно этого заслуживают или оплачены);

— место для размещения ссылки: чем выше к началу страницы, тем дороже, да и других ссылок вокруг меньше;

— наличие сайта в каталогах DMOZ (Netscape) и YACA («Яндекс»).

Цену продажи той или иной ссылки устанавливает веб-мастер с учетом вышеперечисленных параметров, а также ориентируясь на среднюю цену для других сайтов с похожими характеристиками. Оптимизаторы скупают ссылки по наиболее приемлемым ценам.

Например, по сложившимся условиям на рынке цена ссылки с главной страницы сайта Algoritmus.ru (ТИЦ 30 и PR 0) составляет около 75 руб. в месяц. Цена ссылки с главной страницы биржи Setlinks.ru (ТИЦ 300 и PR 5) будет уже около 500 руб. в месяц. Стоимость ссылки с сайта информагентства MFD.ru (ТИЦ 2100 и PR 4) составит более 1 тыс. руб. Ссылка с главной страницы Expert.ru (ТИЦ 8800 и PR 7) будет стоить уже почти 4 тыс. руб. в месяц.

Так что же в итоге дадут затраты на покупку ссылок с этих сайтов? Дадут они реальный прирост ТИЦ сайта покупателя, исходя из суммарного веса ссылающихся ресурсов (ТИЦ — качественная характеристика). Рассчитывается такой прирост по специально разработанному алгоритму поисковой системы, в котором большую роль, еще раз подчеркнем, играет тематическая близость ссылающихся сайтов. Само по себе количество ссылок также влияет на значение ТИЦ, но в целом самое главное не количество, а сумма их качества.

Ссылочные биржи

На сегодня среди существующих бирж ссылок (некоторые называют себя рекламными брокерами, что само по себе лукавство) примерно пять, или около 20%, согласно закону Парето, занимают 80% всего рынка (см. таблицу 1). Остальные подобные системы в Рунете уступают лидерам по удобству, количеству площадок и ряду других показателей. Для того чтобы получить представление об их работе, можно зарегистрироваться, например, на Linkfeed.ru.

Описать механизм работы бирж в рамках статьи задача непростая. Скажу только, что в них все автоматизировано, включая денежные расчеты. Затратив деньги на рекламную кампанию своего сайта, рекламодатель планирует окупить их за счет высокой посещаемости и, соответственно, спроса. Опытный владелец не станет экономить на интернет-рекламе. Можно ведь не только покупать рекламу, но и продавать ее. Почему бы и нет, если сайт удалось раскрутить, продвинуть в поисковиках и получить от этого высокую посещаемость.

Раскручивай и продвигай

Для продвижения в Рунете давно действуют системы SeoPult и Maremoto с достаточно мощными алгоритмами, которые помогают адаптировать сайт под требования «Яндекса».

Согласно данным этих систем, рекомендованный бюджет для интернет-магазина Art-holding.ru на SEO и закупку рекламы для продвижения в топ-3 «Яндекса» по запросу «подарок» составит около 47 тыс. руб. К примеру, конкуренты этого магазина по тому же запросу ежемесячно тратят на закупку рекламы на сайтах с высоким ТИЦ: Podarok.ru (первое место) — около 15 тыс. руб., Podari.ru (второе) — 25 тыс. руб., Podarki.ru (третье) — почти 8 тыс. руб.; Neopresent.ru (четвертое) — около 60 тыс. руб.; Present-show.ru (пятое место) — более 63 тыс. руб. Эта пятерка сайтов периодически меняет места, бюджеты, но никогда не выходит из топ-выдачи по запросу «подарок».

Веб-мастер магазина Art-holding.ru, чтобы добиться поставленной цели, должен найти нужный бюджет, провести оптимизацию и через биржу ссылок купить рекламные места как рекламодатель. Кто такой рекламодатель — понятно. А кто же такой веб-мастер? Это простой парень, у которого много свободного времени, умеющий делать сайты и наполнять их информацией. К тому же у него есть желание заработать. Допустим, не так давно он создал сайт с уникальным контентом на 1001 странице All-fishing.ru. После чего зарегистрировал его в поисковиках и каталогах. В итоге через некоторое время ресурс получил ТИЦ 160, и веб-мастер зарегистрировал его на указанных выше биржах как рекламную площадку.

Вот наступил момент, когда две стороны нашли друг друга именно на ссылочной бирже. Интернет-магазин подарков покупает ссылку на главной странице портала All-fishing.ru за 270 руб. в месяц или на страницах с УВ 2 и УВ 3 по цене около 20 руб. в месяц (данные системы SeoPult). Через какое-то время робот поисковика индексирует эту ссылку, заносит в свою базу данных, присваивает ей определенный вес и при очередном обновлении базы увеличивает ТИЦ Art-holding.ru с 30 до 40–80 пунктов. Сайт интернет-магазина поднимается в выдаче по поисковому запросу «подарок» и получает дополнительных посетителей.

В соответствии со всем сказанным выше интернет-магазину подарков Art-holding.ru для того, чтобы занять место в первой тройке по запросу «подарок», нужно купить как можно больше рекламных ссылок, например, с сотни себе подобных сайтов или немного ссылок с ресурсов, близких по тематике, но с большим ТИЦ. Создателю сайта All-fishing.ru нужно продать максимальное число ссылок, но в разумных пределах — поисковики не любят, когда на странице больше пяти внешних ссылок на другие сайты, особенно иной тематики.

В итоге интернет-магазин в указанных условиях затратит 27 тыс. руб. в месяц на продвижение (данные системы SeoPult), а владелец сайта All-fishing.ru заработает 20 тыс. руб. при продаже по одной ссылке на всех страницах.

Виртуальный смысл

Это все заманчиво, конечно. Но зачем владельцам Art-holding.ru тратить время на какие-то ссылки вместо поиска клиентов? Тем более зачем выделять на это такие деньги?

Ответ лежит на поверхности. Это необходимо для увеличения количества посетителей магазина, что, в свою очередь, приведет к увеличению продаж. Дело в том, что 30% пользователей сразу идут на сайт из первой тройки в выдаче по запросу, еще около 50% выбирают сайт из первой десятки. И только около 20% пользователей заходят в поиске далее десятого места. Таким образом, если сайт попадает в топ-10, он автоматически увеличивает посещаемость в два-три раза.

Второй плюс подобной деятельности заключается в трансформации. Уже было сказано, что после создания сайта All-fishing.ru веб-мастер приложил усилия для раскрутки и продвижения ресурса, что повысило его характеристики. Именно в этом кроется весь смысл данного бизнеса: любой рекламодатель в будущем становится веб-мастером, то есть сначала покупает ссылки, затем продает их.

Попробуем рассмотреть это на нашем примере. В момент начала оптимизации интернет-магазин подарков Art-holding.ru имел ТИЦ 30 и PR 3, 1370 проиндексированных страниц из 1520, то есть трастовость высокая. Из них одна страница главная, 120 имеет УВ 2 и 1249 — УВ 3. Скажем, после оптимизации сайт увеличил ТИЦ до 80 и с 37-го места поднялся до восьмого, затратив на все это около 14 тыс. руб. в месяц. Насколько вырастут продажи от увеличения посещаемости и вырастут ли вообще, предугадать очень сложно, для этого нужно проводить серьезные маркетинговые исследования. Но деньги, затраченные на продвижение, в любом случае можно отбить, используя трансформацию.

Сайт Art-holding.ru превращается из рекламодателя в рекламную площадку, предлагая на продажу места под ссылки. Цена на подобных сайтах, соответственно, тоже изменилась (см. таблицу 2).

Теперь на основании этих данных попробуем определить уровень дохода от такой рекламной деятельности. Ранее если магазин продавал по средней цене ссылку с главной страницы плюс по одной со всех страниц УВ 2 на сумму 1360,80 руб. в месяц и со всех страниц УВ 3 на 6332,43 руб. в месяц, то рекламный бюджет одного месяца в размере 14 тыс. руб. окупался почти за два месяца. После оптимизации, для того чтобы магазин смог вернуть затраченные на рекламу средства, ему необходимо продать одну ссылку с главной страницы, по одной со всех 120 страниц УВ 2 на сумму 6912 руб. в месяц и с 310 страниц УВ 3 на 6785,88 руб. Но страниц УВ 3 на сайте 1249. Мы предполагаем, что удалось продать по одной ссылке с каждой страницы. Тогда остальные деньги в размере 20,6 тыс. руб. в месяц от продажи ссылок со страниц УВ 3 являются прибылью, которую магазин Art-holding.ru может направить на содержание и развитие бизнеса.

Прибыльное дело получается. Особенно учитывая, что динамика роста рынка интернет-рекламы может и далее сохраняться на уровне второго квартала 2010 года. А то и вообще расти за год больше чем на 10%, что вполне реально, поскольку, как отмечают специалисты, на формирование медийного пространства по всем современным стандартам России потребовалось всего десять лет по сравнению с 30 годами в Европе и США.

Бум интернет-рекламы

Несмотря на финансовый кризис 2008–2009 годов, рынок интернет-рекламы не испытывал сильного спада, а в 2010-м показал быстрый рост. В 2009 году и начале 2010-го многие компании считали неважным финансирование интернет-рекламы, но затем они изменили мнение. Идея проста: без рекламы не будет клиентов и, соответственно, доходов.

В 2010 году отмечался большой спад заказов баннерной веб-рекламы, что связано с нехваткой бюджетов у компаний, которые предпочитают финансировать максимально эффективные виды рекламы в интернете — покупку ссылок и контекстную рекламу. Такое финансирование продвижения сайта не имеет конкретных и жестких цифр. Очень многое зависит от возраста сайта, частоты упоминания ключевых слов и множества других факторов.

Кто тут главный

Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook день ото дня привлекает все больше пользователей и рекламодателей. В третьем квартале 2010 года 25% баннеров на сайтах соцсети являлись рекламными (данные аналитического центра comScore). Доля рекламы составила более 23% против 17,7% кварталом ранее. Таким образом, за третий квартал Facebook обошла поисковик Yahoo! (доля рекламы — 11%) по рекламным площадям более чем в два раза.

Кроме того, аналитики comScore говорят, что у Facebook рекламы больше, чем у четырех компаний, следующих за ней в рейтинге: Yahoo!, Microsoft, Fox Interactive Media и Google. В связи с этим руководство Facebook подняло проблему «загрязнения» сайта нежелательной рекламой. К слову, в начале октября 2010 года житель канадского Монреаля Адам Гербуэс был оштрафован на $1 млрд за спам в Facebook.

Крупнейшие ссылочные биржи в России
Средняя цена ссылок по основным системам до и после изменения основных характеристик сайта (руб./мес.)
Рекламный рынок в 2010 году
Скриншот 1
Скриншот 2

У партнеров

    Реклама