Звездный час Британии

Повестка дня
Москва, 07.02.2000
«Эксперт» №5 (218)

Всего три месяца понадобилось британцам, чтобы, несмотря на мощное сопротивление германской политической и деловой элиты, заполучить одну из крупнейших германских компаний. Задуманная в начале ноября британо-американской телекоммуникационной компанией Vodafone AirTouch PLC сделка по враждебному поглощению германского концерна Mannesmann AG в конечном итоге превратилась в дружественное слияние. Дружба обошлась британцам в 206 млрд евро.

В прошлом концерн Mannesmann был лидером немецкого машиностроения, но под чутким руководством президента Клауса Эссера за несколько лет превратился в крупнейшего игрока на телекоммуникационном рынке Европы. Может быть, Mannesmann и дальше развивался бы как независимая компания, но немцы поступили опрометчиво, прикупив в прошлом году британского оператора сотовой связи Orange PLC (18% британского рынка), крупного конкурента Vodafone. Ответный удар последовал незамедлительно.

Клаус Эссер построил защиту компании на различии взглядов о дальнейшем развитии рынка связи. Он доказывал инвесторам, что совмещение в одной компании подразделений, предоставляющих услуги мобильной и стационарной связи, перспективно в долгосрочном плане. Глава Vodafone Крис Гент, наоборот, собирался сконцентрировать свои усилия на сотовом сегменте и распродать подразделения стационарной связи Mannesmann.

В итоге прав оказался сильнейший. Защита Эссера привела только к увеличению стоимости сделки. Когда стало ясно, что Крис Гент больше не станет увеличивать цену, самые влиятельные члены совета директоров немецкого конгломерата Юрген Шремп (глава DaimlerChrysler) и Хеннинг Шульте-Ноеле (руководитель страховой компании Allianz) приняли предложение Vodafone, в котором обязательным пунктом стояла отставка Клауса Эссера.

Эта сделка стала самой крупной в мире за последние годы, обогнав слияние America Online с Time Warner на 20 млрд долларов. Что подтверждает тенденцию будущих лет: все крупнейшие сделки слияний и поглощений будут заключаться в Европе. Появление европейской валюты, открытие местных рынков электроэнергии, газа, связи и распродажа немецких холдингов толкают европейские компании к укрупнению и увеличению финансовой мощи.

У партнеров

    «Эксперт»
    №5 (218) 7 февраля 2000
    Стиль потребления
    Содержание:
    Обзор почты
    Реклама