Разорительный КЗОТ

Оксана Дмитриева
28 февраля 2000, 00:00

Правительственный проект Трудового кодекса взваливает на работодателей заведомо неподъемный груз социальных льгот для работников

Общественно-экономические реформы в России подошли к очередному ответственному этапу - реконструкции трудовых отношений под стандарты рыночной экономики. Процесс этот болезненный, без смены общественного менталитета не обойтись. Необходимо осознать, что стороны трудовых отношений равно значимы в решении производственных задач, поэтому компромисс - единственный способ соблюдения их интересов. Задача системы законов о трудовых отношениях состоит в том, чтобы обеспечить интересы обеих сторон: трудящимся - минимальную социальную защиту, работодателям - условия, способствующие деловой активности, росту инвестиций и созданию рабочих мест.

Проект Трудового кодекса РФ готовился в Министерстве труда и социального развития долгое время, однако основная работа была выполнена в 1998 году. Практически без изменений документ был представлен общественности правительством Российской Федерации в апреле прошлого года. Почти одновременно депутатом Госдумы прошлого созыва Т. Г. Авалиани в Государственную думу был внесен проект кодекса, разработанный Фондом Рабочей академии и профсоюзами и получивший в печати название "профсоюзный". Появился в Думе и проект от депутата фракции "Яблоко" А. Г. Голова.

На мой взгляд, "профсоюзный" кодекс не обеспечивает равновесия интересов сторон, склоняя чашу весов в сторону даже не наемного работника, а профсоюзов. Меры по защите интересов работодателя практически не разработаны. Чрезмерный, экономически неоправданный объем гарантий и льгот организациям профсоюзов может обернуться для них же боком - крахом предприятий, потерей рабочих мест, заработка и статуса профсоюзной организации. В особенности это грозит занятым в экономически маломощных организациях малого и среднего бизнеса. Наш прогноз - "профсоюзный" кодекс создаст предпринимателям дополнительные основания не высовываться из законодательной "тени", куда прежде их уже загнало российское налоговое законодательство.

Проект, внесенный А. Г. Головым, не завершен, а его концепция слишком радикальна и социально не оправданна: она полностью развязывает руки работодателю в отношении наемного работника.

Правительственный проект ТК обеспечивает эволюционный переход от старого КЗОТа, уже во многом модифицированного под рыночную экономику, путем закрепления в нем недостающих рыночных норм трудовых правоотношений и исключения устаревших стандартов.

В правительственном проекте ТК довольно подробно рассмотрены многие аспекты трудовых отношений, складывающихся в условиях рыночных рисков. Созданы законодательные процедуры, позволяющие работодателям гибко маневрировать трудовой нагрузкой, числом и структурой занятых работников с целью адаптации к колебаниям рыночной конъюнктуры. Более подробно разработана процедура коллективно-договорного регулирования трудовых отношений по поводу условий и оплаты труда. Сформулированы общие принципы социального партнерства нанимателей и работников. Введен раздел, законодательно регламентирующий формы и порядок участия работников в управлении организацией. Принципиально новыми являются законодательные положения о праве работника на защиту персональных данных. Впервые сформулированы особенности регулирования труда работников, занятых у работодателей - физических лиц.

Несмотря на резкое снижение производительности труда в стране за последние десять лет, представленный законопроект сохраняет весь перечень социальных льгот и гарантий работнику из старого КЗОТа времен СССР 70-х годов, а также включает дополнительные трудовые гарантии, введенные в КЗОТ в начале 90-х годов. Участие России в конвенциях Международной организации труда, объединяющей развитые страны, вынудило разработчиков проекта ориентировать объем социальных льгот и гарантий наемному работнику на уровень самых передовых рыночных стран, обеспечивших высочайшую эффективность производства и уровень жизни населения. Поскольку реально этот объем гарантий под силу только лучшим работодателям, то большая их часть будет вынуждена избегать афиширования трудовых отношений с работниками, балансируя между Сциллой (карой за неисполнение трудового законодательства) и Харибдой (угрозой разорения).

Первые итоги дискуссий вокруг законопроекта показали, что он нуждается в доработке. На наш взгляд, доработку проекта следует вести с учетом специфики трудовых правоотношений, складывающихся в организациях разной величины. Нужны исключения для малых и семейных предприятий, которые, как правило, не обладают гибкостью и опытом, необходимым для выполнения тех длинных списков обязательств, которые предусмотрены трудовым законодательством.

Важно также сформулировать законодательные нормы отдельно для коммерческих, некоммерческих и бюджетных организаций. Доля государственного сектора по показателю численности занятого населения сократилась к 1997 году до 42%. Проект ТК не обеспечил полноценного замещения утраченной государством функции монопольного нанимателя функцией контроля за исполнением трудового законодательства. Кроме того, проект ТК не сузил область реализации такой государственной функции, как осуществление государственной политики в области образования. Так, согласно проекту ТК работодатель обязан безвозмездно выплатить работнику, обучающемуся в вузе на заочном отделении в течение 5,5 лет, заработок за 11 месяцев и 20 календарных дней плюс шесть раз оплатить проезд к месту учебы и обратно. Очевидно, что ни средние, ни тем более малые предприятия не будут выполнять законодательство о труде в этой его части. В проекте ТК есть и другие положения, закрепляющие неприязнь работодателей к рабочей силе льготных категорий. Это означает, что структура хронически безработных граждан останется без изменений - молодежь, не закончившая образование, лица, пытающиеся совместить работу с исполнением семейных обязанностей, инвалиды.

В любой системе, где действуют экономические стимулы, есть люди, желающие работать больше, чтобы больше получать. Однако предоставленная проектом ТК возможность работать по своему желанию больше установленной законом нормальной продолжительности рабочего времени встречает яростный отпор профсоюзов. Они по-прежнему продолжают считать, что все, что разрешено, является обязательным.

Для продолжения дискуссии о путях доработки проекта ТК можно предложить следующие варианты.

Во-первых, опустить часть социальных льгот и гарантий наемному работнику с федерального уровня вертикали социального партнерства на уровень отраслевых, профессиональных и территориальных соглашений и коллективных договоров.

Во-вторых, работникам, занятым на малых предприятиях, предоставлять только те социальные льготы, которые оплачиваются из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

В-третьих, в сфере малого и среднего бизнеса перенести финансовые обязательства по оплате всех предусмотренных проектом ТК социальных льгот и гарантий наемному работнику с работодателя на государственный внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации, что фактически станет страхованием работодателя от неблагоприятной структуры нанятого им персонала по признаку дополнительных социальных гарантий и льгот по сравнению со среднестатистическим работником.

И наконец, обеспечить гармонизацию Трудового кодекса с гражданским законодательством и бюджетным законодательством.