Ну, здравствуй, это я

Крупнейшие московские универмаги меняют собственника. Им станет никому не известная группа компаний "РОСбилдинг"

Алексею Тулупову 24 года, он из профессорской семьи, но у самого образование - 10 классов. На столе в его офисе - огромная книга "Retailing", вся в закладках. На входе в офис - охрана, по словам Алексея, выдерживающая 15 минут любого натиска. Руководимая Тулуповым компания "РОСбилдинг" собирается возглавить новую торговую империю в Москве, куда войдут практически все крупные московские универмаги - "Краснопресненский", "Бухарест", "Смена", "Московский", "Мода" (на Красной Пресне), "Первомайский" и прочие (см. справку).

С зимы идет агрессивная скупка акций универмагов - наиболее опасный, но, по словам Тулупова, наименее интересный для него этап. "Зря вы такой интерес проявляете к скупке. Есть отработанные методики, и мы их осуществляем", - говорит он. Интервью Алексей дает крайне неохотно, тщательно подбирая слова. "Самое интересное начнется потом, когда мы будем налаживать бизнес в этих магазинах так, как мы это задумали".

В "Бухаресте", "Смене" и "Краснопресненском" период скупки завершен, "РОСбилдинг" получил в них контрольные пакеты. Прочие пока сопротивляются. Однако, судя по первым успехам агрессоров, для большинства намеченных объектов дальнейшее сопротивление бесполезно.

Самозванец

Признаки надвигающейся угрозы универмаги почувствовали в середине зимы. Позже, сопоставив данные, директора магазинов поняли, что почерк захватчиков похож и агрессия исходит из единого центра. Сценарий, применяемый "РОСбилдингом", давно опробован и действует безотказно. Подставная фирма ("РОСбилдинг", по нашим данным, учредил таких фирм несколько десятков) скупает достаточную для возбуждения банкротства задолженность универмагов. Затраты на покупку невелики: согласно российскому законодательству, для возбуждения банкротства достаточно просроченного на три месяца долга в 500 минимальных зарплат, что нынче составляет менее полутора тысяч долларов. После приобретения долга компания уходит в кусты - магазины пытаются проплатить долг, но деньги упорно возвращаются плательщику. Через некоторое время грядет банкротство.

Параллельно с банкротством начинается скупка акций универмагов. Поскольку все они зарегистрированы в форме закрытых АО, в которых свободная купля-продажа невозможна, а акции распределены среди членов трудового коллектива, скупка ведется через оформление договоров дарения. Введение банкротства нужно "РОСбилдингу" для того, чтобы ускорить процесс скупки. Дело в том, что руководство магазинов, почуяв угрозу поглощения, чинит скупщикам всякие препятствия, грозя продающим акции увольнением, а "нестяжателей" (тех, кто продавать акции отказался) вывешивает на доску почета и сулит им щедрое вознаграждение. Когда же магазин объявляют банкротом, заметно падают и авторитет руководства, и цена акций.

Кроме внутренних мер защиты магазины в изобилии инициируют судебные иски в московских судах, пытаясь обжаловать введение процедуры банкротства и договора о переуступке акций. Так поступали "Краснопресненский", "Бухарест" и "Смена". Ни один из поданных исков не был удовлетворен. В остальных магазинах процесс скупки идет своим чередом.

Безвестный и богатый

По утверждению Тулупова (см. интервью), группа "РОСбилдинг" большая и имеет весьма разветвленный бизнес. А масштабные планы в отношении московских универмагов (по оценкам специалистов, только модернизация каждого из скупаемых магазинов потребует не менее 2 млн долларов, не считая затрат на закупку товаров и рекламу новой торговой марки) свидетельствуют: с оборотными средствами у "РОСбилдинга" все в порядке. Тем более удивительно, что об этой группе компаний раньше мало кто слышал.

Организаторы будущего магазинного бизнеса не собираются привлекать иностранных инвесторов к этому проекту. Они указывают лишь на некоего западного оператора - но не в качестве заказчика и покупателя сети, а лишь как возможного партнера. С поисками этого партнера проблем не будет. Связями за границей (особенно в Англии) группа определенно располагает. Например, в риэлтерском бизнесе давним партнером "РОСбилдинга" является английская John Sang La Salle, компания с двухсотлетним опытом работы в этой области.

Поскольку до сих пор "РОСбилдингу" удавалось держаться в тени, а его представители не склонны делиться информацией о деталях своего бизнеса, нам приходится базироваться на малых островках информации, собранных из разных источников.

Основу группы составляют три предприятия (два ЗАО и одно ООО АН (агентство недвижимости) с одинаковым названием), генеральным директором которых является один и тот же человек - Алексей Гордеев. Эти компании специализируются на торговле недвижимостью. ЗАО, учрежденное тем же Алексеем Гордеевым, занимается организацией торгов по продаже объектов Фонда имущества московского правительства. Исходя из того, что в процессе скупки магазинов "РОСбилдинг" демонстрировал владение информацией из недр московских департаментов, можно предположить, что связи с Москвой у группы налажены более чем прочные.

"РОСбилдинг" участвует не только в московских конкурсах, но и в конкурсах федерального масштаба - так, группа являлась организатором торгов по продаже Кузнецкого металлургического комбината. Очевидно, в группу входят и другие компании - скрытный руководитель "РОСбилдинга" намекал на наличие в ней направлений бизнеса, не имеющих отношения к недвижимости. Среди них - Международный банк торговли и сотрудничества. Алексей Гордеев - один из пяти членов совета директоров банка. Другим крупным акционером МБТС до недавнего времени являлась группа компаний "Савва", в начале 90-х годов имевшая широко диверсифицированный бизнес в России. Возможно, впоследствии доля "Саввы" уменьшилась, однако начатый ими банковский бизнес серьезных изменений не претерпел.

Примечательна структура активов банка, которая за все время его существования практически не менялась. Весь банк - один большой кошелек, набитый швейцарскими франками, немецкими и финскими марками, итальянскими лирами, иенами и долларами - в виде кредитов и вкладов в иностранные банки. Не исключено, что из этого же "кошелька" будет финансироваться и торговая империя "РОСбилдинга".

Добро пожаловать, российские капиталы!

Интервью с президентом группы компаний "РОСбилдинг" Алексеем Тулуповым

- Вы скупаете акции в полутора десятках крупных московских магазинов. С какой целью приобретаются эти объекты - предполагается ли их перепродажа или "РОСбилдинг" намерен использовать их самостоятельно?

- Перепродавать мы ничего не собираемся. Наш план заключается в том, чтобы создать собственную торговую сеть и наладить бизнес этих универмагов так, как это принято на Западе - сделать классические department stores. Магазины, о которых идет речь, могли бы работать намного эффективнее, если бы использовали в своей работе передовой западный опыт. Но, очевидно, им не хватает, с одной стороны, желания и умения что-либо менять, а с другой - инвестиций.

Что же касается количества магазинов, тут поглощаемые компании несколько себя переоценивают. В связи с этим директора собираются, пишут подметные письма, организуют нам проверки из "компетентных органов", которые уходят без подтверждения нашей вины. Когда же я сам выразил желание прийти на одно из заседаний их "клуба" и все честно рассказать, мне было отказано. Правда, сейчас часть директоров уже жалеет об этом, сами предлагают встретиться и обсудить продажу магазинов, но теперь уже я отказываюсь.

- Сколько магазинов вы предполагаете скупить, и какие это магазины?

- У нас нет окончательной картины. Существует примерный список объектов, которые устраивают нас по ряду параметров, и работа по скупке этих объектов идет. Однако что из этого списка удастся осуществить, а что нет - неизвестно. Впрочем, мы рассчитываем, что сеть будет достаточно плотная, охватывающая все районы Москвы. Там, где подходящих для покупки универмагов нет, мы их со временем построим.

Возможно, в большинстве случаев это будет более правильный путь. Дело в том, что советские универмаги не соответствуют современным требованиям розничной торговли даже по своей архитектуре, их очень сложно реконструировать. Единственная их ценность - место. Кроме того, у крупных западных операторов розничной торговли есть планы открыть в течение трех лет двадцать-тридцать гипермаркетов еще более крупных, чем, скажем, "Рамстор", с более низкими ценами. Эти гипермаркеты будут открываться как за пределами МКАД, так и в районе третьего транспортного кольца, и за эти участки уже начались драки. Так что стоимость существующих универмагов сейчас сильно преувеличена.

- Но организация сети требует очень больших вложений - вы предполагаете привлекать инвесторов, брать кредиты?

- На данном этапе нам это не нужно.

- На чем же риэлтерская компания сумела заработать такие большие деньги?

- ООО АН "РОСбилдинг", которым я управляю, - это лишь одна компания из большой группы. Она занимается риэлтерской деятельностью, в том числе проводит аукционы по продаже объектов недвижимости. У других компаний - иные направления деятельности.

- А какие именно, и кто их учредители?

- Я не хотел бы говорить сейчас обо всей группе. Если вас интересует, кто учредитель ООО АН "РОСбилдинг", то это я.

- "РОСбилдинг" никогда не занимался розничной торговлей. Откуда ваш интерес к этой области?

- Да, до недавних пор мы серьезно торговлей не занимались. Сначала мы покупали магазины с целью перепродажи, затем, года четыре назад, осознали, что выгоднее оставлять их себе и сдавать в аренду. Примерно год назад мы решили, что для нас еще выгоднее развивать собственную торговую сеть в больших универмагах. Нам не нужно изобретать велосипед - все уже придумано за нас. Например, self service, когда магазин не разделен на множество секций со своими кассами, а образует единое пространство, благодаря чему покупатель может оплачивать покупки сразу, на любом этаже универмага.

Последние годы в Москве появились очень хорошие торговые сети в сфере продуктов питания, а также department stores для обеспеченных людей - типа "Стокмана". А вот до создания доступных народу department stores руки ни у кого не дошли.

Прежде чем приступать к этой программе, мы отправили своих людей на обучение в Лондон, пригласили западных консультантов. Привлекли российских специалистов, чтобы совместить западный опыт с российскими реалиями. Кроме того, мы накопили колоссальный опыт, как покупать магазины с "колхозным" распределением акций, где нет единого хозяина. А также договорились с крупным западным оператором розничной торговли, с которым мы совместно будем развивать свой проект в России.

- Что это за оператор?

- Этого я пока не скажу.

Московские универмаги, входящие в сферу интересов компании "РОСбилдинг"*

1. "Серпуховской"

2. "Вешняки"

3. "Виктория"

4. "Мода" на Красной Пресне

5. "Даниловский"

6. "Смена"

7. "Бухарест"

8. "Перовский"

9. "Первомайский"

10. "Сотый"

11. "Тропарево"

12. "Московский"

13. "Молодежный"

14. "Белград"

*Данные "Эксперта".