Цифровая вселенная расширяется

Денис Самсонов
5 июня 2000, 00:00

Выставка издательского оборудования Drupa-2000 открыла новые области применения цифровой печати

"Мой отец думает, что я печатник; мой шеф знает, что я специалист в области мультимедиа". Рекламный слоган, удачно придуманный копирайтерами компании Heidelberg, мог бы стать девизом завершившейся в Дюссельдорфе выставки издательского оборудования Drupa. За прошедшие с последней Drupa пять лет полиграфия значительно изменила представления о типографском процессе, существовавшем со времен Гутенберга. Главное направление перемен - стремительное развитие цифровых технологий. Если раньше цифровые решения применялись при обработке текстов и изображений, сканировании и верстке, то теперь они вторглись и в область печати.

Словосочетание "цифровая печать" употреблялось и раньше, но воспринималось едва ли не как оксюморон. Так, впервые представленные на Drupa-95 цифровые машины уступали традиционному офсету и в скорости, и в качестве печати, и в стоимости оттиска. В этом году, по мнению экспертов журнала Seybold, вопрос, сможет ли цифровая печать отнять долю рынка у традиционного офсета, потерял актуальность - это уже произошло. Вопрос ставится так: сохранит ли офсет достаточный рынок для относительно здорового существования?

Конечно, в этих словах есть некоторое преувеличение. Традиционный офсет чувствует себя достаточно уверенно, и его "здоровью" пока ничто не угрожает, что продемонстрировала прошедшая Drupa. Другое дело, что экспансия цифровой печати не ограничилась рынком традиционного офсета. Растущую конкуренцию начинают ощущать и другие области полиграфии.

Черное дерево и слоновая кость

Черно-белая печать со времен изобретения ксерокса и позже лазерного принтера является основной сферой применения цифровых технологий. Но до сих пор таким образом преимущественно печатались документы. И хотя лидер этого рынка компания Xerox предлагала всевозможное оборудование на базе системы DocuTech, позволяющей автоматически получать готовые брошюры в переплете, качество такой печати все же не устраивало книгоиздателей.

И вот ситуация изменилась - на Drupa сразу несколько компаний представили оборудование для быстрой и качественной черно-белой цифровой печати, а также специальные комплексы для производства книг.

Xerox показал целый ряд подобных решений. Все они построены на базе нового поколения машин DocuTech 2000, но различаются дополнительным оборудованием (для этого Xerox активно привлекает разных партнеров). В зависимости от конфигурации в системах DocuTech 2000 можно использовать листовую бумагу или роли, изготавливать книгу в переплете или обложке, на скрепке или на клею, автоматически или с применением всего лишь нескольких ручных операций. Если говорить о качестве, то книгу, отпечатанную на новой DocuTech, совершенно невозможно отличить от той, что выполнена обычным способом, причем в хорошей типографии.

Не исключено, что младшую модель DocuTech избрали своей мишенью инженеры компании Indigo, ведущего производителя цветных цифровых печатных машин и нового игрока на рынке черно-белой печати. Эта фирма представила на Drupa-2000 систему Ebony. Скорость печати Ebony составляет 136 страниц в минуту (135 у DocuTech). По заявлениям Indigo, Ebony обладает более высоким качеством печати (видимо, так оно и есть) и обеспечивает более низкую себестоимость оттиска (последнее заявление пока ни чем не подтверждается), да и сама система будет дешевле (вероятно). Однако у Ebony есть и недостаток - полное отсутствие финишного оборудования для подключения в линию. Ожидается, что такие системы появятся у Indigo лишь в 2001 году.

Свою версию цифровой печати выставила фирма Aprion Digital. Эта молодая компания (основана в сентябре прошлого года) в отличие от большинства производителей цифровых машин, использующих технологию лазерной печати, строит свои машины на струйной технологии MAGIC (Multiple Array Graphic Inkjet Color). Среди устройств фирмы Aprion был и прототип машины BookNet для печати книг. Последняя, по заявлениям представителей фирмы, способна отпечатать шестьсотстраничную книгу менее чем за десять минут.

Что касается лидера рынка офсетной печати компании Heidelberg, то свой путь в цифровую полиграфию она прокладывает через кооперацию с ведущими представителями hi-tech. Так, купив отделение цифровой печати компании Kodak, Heidelberg пополнила свой модельный ряд системой Digimaster 9110. Правда, эта машина, продававшаяся и раньше как самим Kodak, так и другими компаниями в рамках соглашений OEM (Original Equipment Manufacturing), ориентирована в основном на изготовление брошюр и буклетов.

Цифровая экзотика

Далеко не самая очевидная сфера применения цифровой печати - упаковка. Дело в том, что при изготовлении упаковочной продукции, речь, как правило, идет о больших тиражах. Кроме того, для упаковки дизайнеры подбирают специальные цвета и лак, что затрудняет использование цифрового оборудования. Тем не менее на Drupa-2000 сразу четыре компании - Xeikon, Man Roland, Xerox и Indigo - предложили свои решения для цифровой печати этикеток.

Первые три используют одну и ту же машину производства Xeikon, но различное программное обеспечение. У всех систем широкая гамма материалов: скажем, Xerox на своем стенде демонстрировал печать на фольге крышек для йогурта. Качество продукции весьма удовлетворительное, но все же трудно понять, почему здесь необходима именно цифровая печать. Хотя в некоторых отраслях актуальна проблема внесения изменений в каждую этикетку - например, печатать оригинальный штрих-код или номер.

Этикетка оказалась далеко не самым экзотичным продуктом цифровой полиграфии. Лидером инноваций стала компания Indigo, представившая на Drupa две совершенно необычные системы - K12 и Photo ePrint. Машина K12, совместный продукт Indigo и немецкой фирмы Werner Kammann, предназначена для печати на CD и DVD-дисках. Объявленная производительность - 6000 полноцветных дисков в час. Если это действительно так, K12 станет самым быстрым печатным устройством в этой области рынка.

Photo ePrint, как следует из названия, претендует на печать с фотографическим качеством. Благодаря использованию дополнительных цветов и специальной технологии растрирования (конвертации изображения из компьютерного формата в формат бумажный) оттиск, полученный на ePrint, вполне может поспорить по качеству с традиционной фотографией. Да и внешне отливающий глянцем отпечаток ePrint очень похож на фотографию из лаборатории Kodak. По словам представителя Indigo, глянец возникает в процессе печати, поэтому бумага используется обычная. Компания обещает, что фотография, отпечатанная на ePrint, будет дешевле выведенной в фотолаборатории.

По некоторым оценкам, уже в 2002 году цифровых аппаратов будет продано больше, чем пленочных, а сейчас объемы их продаж примерно равны. Но если отпечатать фотографии с пленки можно в каждом большом универмаге, то владелец цифровой камеры, решивший распечатать свои кадры, остается с этой задачей один на один. Так что ePrint вполне может занять пустующую нишу.

Еще один удивительный экспонат представила упомянутая выше компания Aprion. Шестицветная машина DPS 65 печатает настенные и напольные покрытия для закрытых помещений со скоростью 200 кв. м в час, причем не только на бумаге, но и на различных синтетических материалах. Иными словами, обои и линолеум теперь можно изготавливать по индивидуальным эскизам. В принципе, такая возможность существовала и раньше, для этого использовались различные системы широкоформатной печати. Однако продукция была достаточно дорогой, а ее качество оставляло желать лучшего. DSP 65 обещает улучшить эти параметры.

Скорость

Наряду с себестоимостью и качеством скорость печати была еще одним показателем, по которому цифровая печать заметно уступала офсету. Кстати, весьма сильное впечатление на Drupa-2000 произвела демонстрация запуска системы Mainstream 80 на стенде компании Heidelberg. Эта "обычная" офсетная типография производительностью 80 тысяч (!) черно-белых оттисков (тетрадь из 16 газетных полос) в час, кажется, не оставляет никаких шансов цифровой полиграфии.

В свою очередь Indigo представила на выставке модель Publisher 8000 с заявленной скоростью печати 8 тысяч оттисков формата А3 в час - производительность, которая вполне сравнима со скоростью печати офсетной машины. Для достижения такой скорости в машине использованы четыре печатных устройства. Причем, если в традиционном офсете печатная секция наносит один цвет, то каждое из устройств Indigo создает полноцветное изображение. Машина поступит в продажу в начале 2001 года. Еще одну машину с высокой скоростью печати показала компания Scitex. Построенная на базе струйной технологии модель VersaMark способна пропускать до 2 тысяч полноцветных страниц в минуту.

Не менее потрясающей производительности, правда, в области черно-белой печати, достигла компания Screen. Со скоростью печати 12 тысяч страниц формата А4 в час, модель TruePress является самой быстрой в мире системой листовой печати с использованием тонера. Да и традиционным офсетным машинам TruePress по производительности не уступает.

Конкуренция прототипов

Стремительное развитие цифровой печати в последние годы отчасти объясняется тем, что эта область полиграфии еще очень молода. И судя по технологиям и прототипам, показанным на Drupa-2000, в ближайшие несколько лет темпы развития цифровой печати не замедлятся.

Модели своих будущих машин продемонстрировали Xerox и Heidelbereg. Первая - в обстановке секретности и под расписку о неразглашении, вторая без расписки, но и без особых подробностей. Прототип машины NexPress (продукт одноименного совместного предприятия Kodak и Heidelberg) позиционируется как печатный пресс (а не копир), работающий с использованием цифровых технологий.

Два других участника соревнования прототипов предъявили посетителям выставки совершенно новые технологии. Компания Elcorsy, до недавнего времени известная лишь узкому кругу специалистов, представила прототип печатной машины с производительностью 1595 двусторонних полноцветных страниц в минуту (для сравнения: у собственных устройств Xerox этот показатель до сих пор достигал 60). В основе - оригинальная технология печати элкография, которая стремительно развивается. Всего за год, прошедший с момента представления первой модели машины, ее производительность удалось удвоить. И уже в 2001 году компания обещает продать первое коммерческое устройство.

Но самую интересную разработку, отражающую, пожалуй, будущее не только цифровой печати, но и полиграфии в целом, представила компания Man Roland. В машине DICAweb объединены технологии цифровой печати и ролевого офсета. Задание на печать поступает на DICOweb в цифровом виде. Далее, при помощи системы лазерного экспонирования, разработанной компанией CreoScitex, на каждый из четырех печатных цилиндров наносятся точки специального полимера, образуя так называемую "виртуальную форму". После этого машина готова к печати методом традиционного офсета. По завершении печати "виртуальная форма" практически моментально удаляется и машина готова к следующему заданию.

Такая технология делает машину удивительно гибкой с точки зрения величины тиража. Для печати на DICOweb экономически оправданы тиражи от 500 до 30 тысяч экземпляров при огромном выборе форматов. Разработчики DICOweb ставили перед собой задачу создать универсальный печатный пресс и блестяще с ней справились. Продажи запланированы на 2002 год.

Смена парадигмы

Изменения, происходящие в полиграфии, затрагивают не только издательское дело, но и другие сферы. То есть речь идет не только о том, как и на чем в ближайшем будущем мы будем печатать, а о том, какую информацию и как мы будем получать.

Цифровая печать так же, как Интернет, интерактивное телевидение, мобильные средства связи, элемент информационной революции, меняющей экономику у нас на глазах. В результате этой революции в полиграфии уменьшаются тиражи, печатные материалы теперь могут ориентироваться на все более узкие группы потребителей, вплоть до конкретного человека. Возможность печатать сколь угодно малые тиражи приводит к тому, что информация распечатывается все позже или не выводится на бумагу вовсе.

С развитием цифровых технологий размываются и границы между рынками. По оценкам компании Heidelberg, к 2010 году обороты цифровой полиграфии достигнут 46 млрд долларов. Делить же этот пирог будут не только нынешние гиганты индустрии Graphic Arts - Heidelberg с его годовой выручкой в 4 млрд долларов и Xerox - с 3 млрд (только на рынке полиграфии). Своим главным конкурентом руководители обеих фирм называют Hewlett-Packard. Итак, компании, сделавшие себе имя на производстве офсетных прессов (Heidelberg), копиров (Xerox), компьютеров и принтеров (HP), обречены на борьбу за одного и того же заказчика.


Возможности цифровой печати

Первые цифровые машины были далеки от совершенства, но уже в них были заложены те преимущества, которые позволили цифровой печати стать одной из самых "горячих" технологий современной полиграфии. В отличие от традиционного офсета себестоимость оттиска, выполненного на цифровой печатной машине, не зависит от тиража.

Возможность с одинаковой экономической эффективностью печатать тиражи любой длины породила новую концепцию Print-on-Demand (печать по требованию). Прибегая к традиционной технологии, заказчик вынужден заранее оценить необходимый тираж, отпечатать его и после этого хранить продукцию на складе, используя ее по мере необходимости. Цифровая печать позволяет печатать столько, сколько нужно именно сейчас, не кредитуя печатника и экономя на складских расходах. Примером успешного бизнеса такого рода является опыт ВНИИТИ. Перейдя с обычной печати на цифровую, институт стал с большой выгодой для себя печатать отраслевую периодику тиражом не более 800 экземпляров. Заказчику предоставляется еще и возможность при необходимости допечатывать нужные номера журналов.

Другое важное преимущество цифровой печати - возможность авторизации оттиска. Если в офсетной печати раз за разом воспроизводится изображение, нанесенное на печатную форму, при цифровой печати картинка для каждого оттиска формируется заново. Поэтому внесение изменений в каждый отпечаток экономически оправдано. Область применения этой технологии огромна: от печати счетов (получателями счетов, изготовленных таким образом, стали все клиенты сети "Би-Лайн") до создания брошюр и каталогов, ориентированных на конкретного заказчика. Эта технология широко применяется в современном маркетинге для нужд direct marketing.

Наконец, цифровые печатные машины предназначены для приема информации в цифровом виде. В эпоху, когда к Интернету подключают уже и холодильники, это преимущество может сыграть решающую роль. Цифровой интерфейс новых печатных машин дал возможность перейти от концепции "печатай и распространяй" к концепции "распространяй и печатай". Простой пример. Если для участия в выставке в городе N компании необходима тысяча каталогов, их не нужно везти с собой. Достаточно отправить по Интернету файл с каталогом в цифровую типографию города N, получив, таким образом, существенный выигрыш во времени и сэкономив на стоимости хранения и транспортировки тиража.