Морская болезнь

Спецвыпуск
Москва, 19.06.2000
«Эксперт» №23 (236)
Большая часть судовладельцев пока "проплывает" мимо российских страховщиков

Рынок страхования водного транспорта имеет вполне завершенную структуру. Большинство платежеспособных клиентов уже охвачены страхованием, поэтому конкуренция между страховщиками заключается в "перетаскивании" клиентов друг у друга. С точки зрения страхования весь флот, так или иначе имеющий отношение к России, можно разделить на три части. Одна, очень большая, часть судовладельцев просто не страхуется - не привыкли или нет денег. Перспективы их привлечения на страховой рынок весьма туманны. Вторая, пожалуй наибольшая по числу судов, часть флота в настоящее время находится под флагом иностранных государств - в залоге у западных банков (наследие эпохи залоговых аукционов и следствие налоговой политики нашего государства). Эти клиенты также проходят мимо российских страховщиков, так как в добровольно-принудительном порядке обязаны страховаться в первоклассных страховых компаниях за рубежом. А вот за оставшуюся часть клиентов и страхование грузов и разворачивается основная конкуренция.

Морские каско

Этот вид страхования остается весьма специфическим для самих страховщиков. Вероятно, именно поэтому число участников этого рынка невелико.

Первая его особенность заключается в том, что, хотя за рубежом и нет обязательного страхования каско судов (повреждение и гибель судна), без него, а также без полиса страхования ответственности судовладельца просто не допустят к перевозке. Добиться признания полиса российской страховой компании в иностранных портах (фрахтователями, банками-кредиторами, портовыми властями) не так-то просто.

Второе. Для рынка морского страхования характерны очень большие страховые суммы и высокая убыточность. Именно здесь разовый ущерб может составить миллионы долларов, причем эта величина не является гипотетической: аварии на морских судах не редкость. При этом требуется значительное резервирование свободных средств, позволить себе которое могут лишь компании, обладающие большим запасом прочности или отдающие большую часть средств надежным западным перестраховщикам. В итоге основная конкуренция идет между несколькими российскими компаниями и западными страховщиками ответственности, главным образом английскими клубами взаимного страхования - до недавнего времени монополистами на этом рынке.

Третье. Серьезная работа на рынке морского страхования требует очень разветвленной сети представителей компании как в России, так и за рубежом. Наличие разветвленной сети корреспондентов-экспертов в основных портах мира позволяет предоставить судовладельцу необходимую помощь, включая оказание надлежащей юридической защиты (из всех российских компаний такой сетью за границей обладает лишь "Ингосстрах").

Среди российских компаний наиболее сильные позиции в страховании водного транспорта занимают ВЕСтА, ВСК, "Ингосстрах", "Инвестфлот" и ПСК. Последняя стала активно развивать это направление недавно, став в регионах достаточно серьезной альтернативой военным страховщикам, традиционно сильным в этом секторе рынка. объемы страхования судовладельцев у кэпти

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (236) 19 июня 2000
    Борьба за власть
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    Общество
    На улице Правды
    Реклама