Торговый клуб подождет

Евгений Ясин
26 июня 2000, 00:00

Вступление России в ВТО лучше растянуть на 7-10 лет

Существует целый ряд международных организаций, члены которых обязуются придерживаться определенных правил, что в свою очередь позволяет им получить конкурентные преимущества. И если идет речь об интеграции какой-либо страны в мировую экономику с целью использовать те преимущества, которые такая интеграция дает, она обязана вступить во все эти организации. Это Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация (ВТО) и, наконец, Организация экономического сотрудничества и развития, объединяющая 25 самых богатых стран мира - клуб, в который так или иначе все хотят попасть. Россия уже является членом МВФ и ВБ, имеет опыт работы с этими организациями. ВТО для нас - очередной барьер, который мы должны взять на пути интеграции в мировую экономику. Зачем нам это надо? Может быть, мы можем жить и без этого?

Наша главная задача, если мы хотим обеспечивать экономический рост, заключается в том, чтобы наращивать экспорт, желательно экспорт продукции обрабатывающей промышленности - он должен стать главным мотором развития экономики. Есть, конечно, и другой способ: изолироваться и наращивать производство по белорусской модели, причем не важно, какого качества. Но мы это уже проходили. Каждый из нас хочет получать лучшее из того, что производится в мире. Для того чтобы иметь возможность покупать наилучшее, мы должны поставлять на мировые рынки то, что мы умеем делать качественнее и дешевле других. Только так можно обеспечить конкурентоспособность российской экономики. В этом смысле ВТО нам очень может помочь.

Прежде всего мы окажемся защищенными от тех дискриминационных мер, которые часто используются против стран, не являющихся членами ВТО. Самый известный пример подобного рода - антидемпинговые расследования. Против стран - членов ВТО антидемпинговые меры не применяются. В рамках ВТО могут вестись расследования только против конкретных фирм, а не стран в целом, и требования там совершенно другие, значительно более жесткие для истца. Это поможет российским производителям закрепиться на рынках других стран. Они смогут настаивать на том, что они используют конкурентные преимущества, а не демпинг. И таких преимуществ от вступления в ВТО, которые позволят России пробиваться на мировой рынок не только с сырьевыми товарами, но и с готовой продукцией, довольно много.

Есть еще один момент. Сегодня в ВТО преобладают голоса развитых стран. Это прежде всего США и ЕС. Они спорят между собой, кому какие выгоды будут доставаться. Голоса других стран в общем-то не слышны. Среди развивающихся стран нет силы, которая могла бы как-то уравновесить влияние развитых стран. Вступление в ВТО России и Китая может существенно изменить ситуацию, сделать ВТО всеобъемлющей организацией, где можно согласовывать интересы широкого круга стран. Это, безусловно, должно повысить роль России в процессе принятия важнейших решений в сфере мировой экономики, от которого она оказалась отстранена. Например, сейчас при ВТО готовятся инвестиционные соглашения, и очень важно, чтобы при их подготовке было учтено и наше мнение.

Конечно, у вступления в ВТО есть и негативные стороны. Ведь у нас, по большому счету, еще "советская индустрия", "советская экономика". Уже ясно, что мы имеем конкурентоспособный сектор там, где добываются природные ресурсы и вырабатываются первичные продукты переработки вроде металлов, минеральных удобрений и т. д. С конкурентоспособностью остальных товаров, кроме оружия, есть проблемы. В результате вступления в ВТО Россия потеряет возможность прибегать к таким мерам защиты внутренних производителей, как количественные ограничения во внешней торговле: квоты, лицензии и т. д. Так же требованиями ВТО предусматривается, что Россия вынуждена будет понизить тарифные барьеры. Импортные пошлины не должны будут превышать 3-4 процентов от стоимости товара, и со вступлением в ВТО мы потеряем возможность эти пошлины повышать. Понятно, что для отечественного бюджета это будет серьезнейшим испытанием.

Торговля товарами - это еще цветочки. Мы должны будем снять все барьеры на пути торговли услугами, прежде всего, конечно, финансовыми. Однако у нас нет конкурентоспособных банков, страховых компаний. Есть три варианта - быть страной с ядерным оружием, но без собственных банков, выращивать финансовые институты, отгородившись от ВТО, или, пожалуй, наиболее разумный выход, запросить у партнеров по переговорам длительный переходный период, в течение которого мы будем постепенно снижать тарифные барьеры.

Россия вполне могла бы настаивать на переходном периоде в 7-10 лет. Нельзя сказать, чтобы это было очень много, особенно если учитывать, что на полномасштабную реструктуризацию экономики, по моим оценкам, нам потребуется 20-25 лет. Однако 10 лет - это тот срок, за который можно сделать в этом направлении все самые главные шаги и подготовиться к полноценному членству в ВТО. С этой точки зрения было бы небесполезно, чтобы наши обязательства перед ВТО были фактором давления, подталкивающим власти на более энергичное проведение реформ. Раз уж мы привыкли к тому, что нам такое давление необходимо, то лучше подставляться под него самим, чем жить в расслабленном состоянии.