Что немцу хорошо

Культура
Москва, 18.09.2000
«Эксперт» №34-35 (247)

На выставке "2356 км. Искусство из Дюссельдорфа в Москве" в Новом Манеже современное немецкое искусство предстало далеко не таким ультрановым и радикальным, как того можно было ожидать. А ожидания эти имели свои основания.

Еще в конце 50-х в Дюссельдорфе группа художников с символичным названием "Zero" провозгласила полную свободу от всех и всяческих традиций и правил. С 60-х их последователи представляли современное немецкое искусство на всех крупных художественных форумах, включая биеннале в Венеции и "Документу" в Касселе, а сам Дюссельдорф завоевал репутацию международного центра нового искусства.

Да и нам искусство из Дюссельдорфа давно уже не чужое. В годы перестройки прямиком с берегов Рейна к нам приехал Гюнтер Юкер. Он заполнил освобожденные от советской живописи залы ЦДХ железяками с моторчиками и миллионами разнокалиберных гвоздей. Особую симпатию герр Юкер снискал тогда своей композицией "Маленькая революция" - механической колотушкой с обрывком красной тряпки. Колотушка дубасила по деревяшке, красная тряпка металась из стороны в сторону, и каждый понимал, что это про нас. "Маленькая революция" положила начало вторжению современного западного искусства в нашу постсоветскую жизнь.

То ли за последнее десятилетие мы вдоволь насмотрелись современного искусства, то ли наши модные художники приучили нас к экстремальным формам самовыражения, но сегодня произведения их коллег из Дюссельдорфа кажутся умеренно радикальными по форме и едва ли не умиротворенными по содержанию. Зильке Леверкюне пишет "Тучки небесные" - полуабстрактные цветные (с преобладанием розового и голубого) фантазии на тему облаков. Наташа Бровски фотографирует крупным планом цветочки и лепесточки. Иво Декович обматывает телевизоры веревочками, превращая их в симпатичные коконы. Людер Шруфф в графике воспроизводит фотографии знаменитостей, посылая приветы поп-арту. Нина Шмитц доверительно снимает темнокожих подростков на берегу Рейна. Кристофер Муллер запечатлевает на цветную пленку аккуратно расставленные бытовые предметы. Аннетте Виртц пишет эмансипе, раскинувшуюся на диване, живо напоминая своей манерой наших неформалов-семидесятников. Не случайно Татьяна Назаренко, пришедшая на открытие выставки, смотрелась очень органично рядом с произведением Виртц. И даже фанерные щиты Гюнтера Юкера, вымазанные сажей и мастерски продырявленные (впечатления от войны в Боснии), совсем не тревожат и, по правде сказать, не впечатляют.

Как сказал видный немецкий критик Георг Яппе, "Дюссельдорфская художественная сцена - это не школа, а климат". Похоже, что климат этот мягкий, почти курортный.

У партнеров

    «Эксперт»
    №34-35 (247) 18 сентября 2000
    Средний класс
    Содержание:
    Вернем родину себе и детям

    Наброски к манифесту среднего класса

    Компании
    На улице Правды
    Реклама