Макроиндикаторы

Александр Ивантер
первый заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
27 ноября 2000, 00:00

Несмотря на рост инфляции и пессимизм потребителей, экономический рост в России продолжается

Рост промышленного производства продолжается уже 26 месяцев подряд (с сентября 1998 года) со среднегодовым темпом в 12%. Это абсолютный рекорд последнего десятилетия. Уровень промышленного производства в октябре превысил точку кризисного минимума на 27,7% и оказался выше уровня предкризисного максимума, достигнутого в октябре 1997 года, на 13,3%. Тем не менее интенсивность индустриального производства сегодня пока что вернулась только к уровню февраля-марта 1994 года.

Уровень промышленного выпуска в последние два месяца повышается главным образом за счет узкой группы энерго-сырьевых производств: топливной, химической и лесобумажной промышленности. Резкий октябрьский рост производства в цветной металлургии (+6,1%) лишь компенсировал снижение выпуска в сентябре. Приостановился интенсивный спад в пищевой промышленности, наблюдавшийся в предшествующие месяцы. Тенденция к сокращению выпуска отмечается лишь в промышленности стройматериалов, где снижение производства идет вот уже полгода со средним темпом в 1,1% в месяц (календарная и сезонная составляющие устранены).

Финансовые результаты по промышленности в целом остаются достаточно успешными. Наметилось, однако, снижение рентабельности: норма прибыли в первые два месяца третьего квартала уменьшилась до 12% (против 14% годом ранее и 16% во втором квартале текущего года). Достигнутый уровень рентабельности пока позволяет предприятиям наращивать объемы собственного оборотного капитала. Если в начале года имел место дефицит (величина собственного капитала была отрицательна), то к сентябрю объем собственного оборотного капитала в промышленности превысил уровень, обеспечивающий девять дней производства.

В то же время нарастает дифференциация отраслей по финансовому положению. Доходы концентрируются в экспортно-сырьевых отраслях, прежде всего - в нефтяной промышленности, газовой промышленности и металлургии. Именно эти отрасли смогли преодолеть дефицит собственных оборотных средств, а также радикально снизить долговую нагрузку и улучшить показатели ликвидности. В отраслях обрабатывающего сектора улучшение финансового положения выражено гораздо слабее, а дефицит собственных оборотных средств до последнего времени не преодолен.

Общая численность безработных в России, рассчитываемая Госкомстатом по методологии Международной организации труда, к концу октября 2000 года увеличилась на 0,7% по сравнению с сентябрем - до 7,2 млн человек, что составляет около 10% всего экономически активного населения страны. При этом, по оценке министра труда и социального развития РФ Александра Починка, из числящихся безработными около 3 млн работают, просто без трудовой книжки. Таким образом, реальное количество безработных составляет около 4 млн человек.

В октябре наблюдалось значительное расширение внутреннего конечного спроса - на 1,9% по сравнению с сентябрем (сезонность устранена). Оборот розничной торговли возрос на 2% по сравнению с сентябрем, а с учетом сезонного фактора - на 0,8%. Расширение потребительского спроса в последние месяцы опирается на увеличение реальных располагаемых доходов населения. В октябре они резко сократились - с учетом сезонности на 6,8%. Важным фактором динамики реальных доходов остается стагнация реальной начисленной заработной платы, реальная величина которой в течение третьего квартала оставалась практически на одном уровне.

По сравнению с сентябрем объем капиталовложений в октябре увеличился, с учетом сезонного фактора, на 4,6%. Итак, можно констатировать, что затормозившийся было в сентябре инвестиционный бум в российской промышленности продолжается.

В сфере внешней торговли сохраняются сложившиеся ранее тенденции: стабилизация объемов экспорта при заметном оживлении импорта. В сентябре отмечено некоторое увеличение физического объема экспорта топливных ресурсов и металлов (соответственно 2,1 и 2,5%, сезонность устранена), компенсирующее соответствующее снижение в августе. Резкое, на 25,3%, сжатие экспорта машиностроительной продукции также имеет маятниковый характер. По итогам года объем экспорта товаров ожидается на уровне 103 млрд долларов (136% к уровню 1999 г.), импорта товаров - 44 млрд долларов (112%). Соответственно, сальдо торгового баланса составит 59 млрд долларов.

Октябрь ознаменовался заметным ускорением инфляционных процессов. На потребительском рынке удорожание товаров и услуг за месяц составило 2,1% (против 1,3% в сентябре). В результате по итогам года инфляция превысит порог в 20%. Такое ускорение инфляции не является неожиданным. Более низкие темпы роста цен в предыдущие месяцы объяснялись прежде всего относительно медленным удорожанием продовольствия. В октябре этот сдерживающий механизм перестал работать - цены на продовольственные товары поднялись на 2,1%. Именно очередной инфляционный всплеск является главной причиной формирования негативных потребительских настроений населения, сигнализирующих о возможной стагнации спроса зимой. Индекс потребительских настроений продолжает снижаться уже полгода после неуклонного роста в период с января 1999-го по май 2000 г.

На рынке промышленных товаров удорожание продукции в октябре составило 2,7%, что выше значений за август и сентябрь. За десять месяцев цены в промышленности выросли на 28,8%, соответственно, можно ожидать, что по итогам года уровень роста достигнет 33-34%. Как и в прошлые месяцы, очагами повышения цен в промышленности остаются затратообразующие отрасли: газовая промышленности и электроэнергетика. Еще один очаг инфляции сформировался в цепочке отраслей, связанных с добычей и переработкой нефти. И в нефтедобыче, и в нефтепереработке, и в нефтехимии цены в октябре росли быстрее, чем в целом по промышленности.

Основным моментом, определяющим состояние денежно-кредитной сферы в октябре-ноябре, стало дальнейшее сокращение разрыва между спросом и предложением валюты на денежном рынке. Эта тенденция наблюдается еще с августа нынешнего года и связана с двумя факторами: во-первых, с расширением спроса на валюту со стороны импортеров, во-вторых, с активизацией спекулятивного спроса на СКВ со стороны банков и их клиентов (косвенным индикатором такой активизации служит прекращение процесса дедолларизации активов банков). Сокращение люфта между спросом и предложением валюты отражается на торможении роста официальных золотовалютных резервов. Так, в сентябре их прирост составил 1,2 млрд долларов, в октябре - 0,8 млрд долларов, а за первую декаду ноября - чуть более 0,1 млрд долларов (для сравнения: с марта по июль средний ежемесячный объем покупок валюты в официальные резервы равнялся приблизительно 2 млрд долларов). Результатом этого, в свою очередь, является резкое снижение масштабов рублевой эмиссии (прироста широкой денежной базы). Если в сентябре широкая денежная база увеличилась на 3,7%, то в октябре впервые за последние месяцы наблюдалось ее сокращение на 0,9-1,1%. За первые две недели ноября прирост денежной базы составил всего 1,0-1,2%. Несмотря на это, сохраняется тенденция интенсивного увеличения реальной денежной массы: по итогам девяти месяцев текущего года она выросла на 25%.

При подготовке статьи использованы материалы Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ИНП РАН