Если продолжать думать, что Россия стремится перейти из привычного за множество десятилетий, а то и веков, прежнего (называйте его как хотите: традиционного, патерналистского и проч.) состояния в некое иное (опять же не будем придираться к словам: гражданское, продуктивное и т. п.), то для описания нынешней ситуации пригодна немудреная метафора: некое существо лезет через забор. Одна часть существа уже перевалилась на ту, желанную сторону, а другая висит еще на этой, постылой стороне. Согласившись, что примерно в таком неустойчивом равновесии видится наше общество, мы должны представить себе тут же и другое существо - российскую власть. И вот стоит она, как у нас от веку заведено, рядом и подает обществу сигналы. Руководит.
Та часть, что "позадь забора", получила на прошлой неделе роскошный "сигнал": по ее, как утверждается, вкусу стране избран гимн. Справедливость требует какой-никакой сигнал подать и противоположной стороне, а то, упаси боже, она отчается, перестанет ворочать лапами - и вся конструкция пребольно обрушится назад. Нам говорят, что именно так и произошло: той стороне подарили гимн, этой - герб и флаг. Но симметрия тут фиктивная. Той стороне подарок в масть: людям, привыкшим к патерналистскому строю, намекнули, что их будут жаловать по старине - они и рады. Эта же сторона хочет надеяться на себя, ей бы что-нибудь поинструментальнее; если уж дела не делаем, только сигналы подаем, так подали бы повнушительнее, а то что это: не отберем, мол, герба, что прежде дали...
А как трогательно год начинался! Сигналы шли один другого краше: и власть укрепим на базе единого для всех закона, и стратегию экономическую выстроим такую, о какой бизнес мечтать не смел, и выслушаем, что у кого наболело, да тут же и излечим. Но это только до конца весны. Там все четче и все бесперебойнее пошли сигналы совсем иного рода.
Сначала оказалось, что программа не такая сказочная, как сулили. Потом, что это программа - не президентская, а только правительственная (хотя даже президентских полномочий для ее осуществления - еле-еле). Потом, что эту программу будут усиленно дорабатывать лучшие друзья бизнеса, губернаторы. Тем временем был дан залп сигналов совсем уж обескураживающих: раз в неделю то одного, то другого крупного бизнесмена тягали то на один, то на другой цугундер и, встряхивая, внушали: отдай, соколик, что набрал! Спору нет, иных из тягаемых не любил вообще никто, других не любили многие. Но долго утешаться тем, что грозные эти сигналы касаются исключительно "олигархов", не пришлось. Сам президент, собрав у себя предпринимателей, среди которых "олигархи" никак не преобладали, заметил им, что если чего не так, то как раз они в этом и виноваты (после чего пресса была со встречи удалена - если потом и говорились более милостивые речи, то келейные - к сигналам не причтешь). Так оно над всем бизнесом и висит: виноваты - расхлебывайте.
Характерна в этом смысле история налоговой реформы. Ведь полный был консенсус: налоговую систему надо менять. Что бизнес волком воет, к этому все привыкли, но и президент всенародно объявил: наши налоги невыносимы. Ну поменяли...
Какие были нужны изменения, известно. Так, наш журнал, опросив предпринимателей, без особого труда выявил наиболее насущные требования реального бизнеса. Теперь, когда вся прелесть проводимой реформы открылась глазу, перечитывать свод этих требований (N44 за 1999 год) просто обидно.
Первым в списке самых тяжелых был налог на фонд заработной платы. И Налоговый кодекс резко снизил этот налог. По нашим расчетам, для бесчисленных работников, получающих более 15 тысяч долларов в месяц, наступило реальное облегчение. Правда, те уникумы, которые получают 300 долларов и менее, будут платить почти столько же, сколько прежде, но все равно - огромное спасибо. Вторым по частоте упоминания был налог на прибыль, причем особенно досаждала даже не слишком высокая его ставка, а база для его исчисления. И проблема решена: ставка повышена, а нормальный порядок расчета базы обещано обсудить в будущем году. Примерно то же самое со всеми остальными проблемами: НДС берут раньше, чем предприятия получают деньги за свою продукцию? Да ради бога: переходим на так называемый метод начислений, который этот временной разрыв еще увеличит. Единственный из больных вопросов, более или менее решенный, - налоги с оборота: от четырех процентов остался один. Вот вам и весь консенсус.
Все, что власть удостаивает просигналить бизнесу, сводится к стократно усиленному кличу бывшего главы Минфина: делиться надо. А развиваться не надо? инвестировать не надо? создавать рабочие места не надо? "Там посмотрим. А пока - делитесь!" И ведь заметьте: все это идет на фоне невиданно благоприятной конъюнктуры, когда властным структурам приходится браниться между собой на тему, куда лишние деньги девать. Что же будет, когда нефтяные цены посыплются?
В номере текущего года было три нуля. Следует признать: по части "сигналов" модернизационному ядру общества российская власть соответствует знамениям времени: "вгладь ничего-с".
В году наступающем будет - два нуля.