На прошлой неделе группа "Объединенные машиностроительные заводы", контролируемая Кахой Бендукидзе, продала "Северстали" контрольный пакет акций (81,3%) "Ижорского трубного завода" (ИТЗ). Вообще-то ИТЗ заводом можно назвать лишь с большой натяжкой: это еще не до конца достроенные корпуса без станочного оборудования, правда с подъездными путями. Мотивация Кахи Бендукидзе, который избавляется от завода в рамках программы выделения и продажи непрофильных активов, понятна. Менее прозрачна на первый взгляд логика действий Алексея Мордашова, купившего законсервированный еще с советских времен недострой.
На самом деле покупка ИТЗ "Северсталью" вполне закономерна. Напомним, что в этом году холдинг Мордашова приобрел у того же Бендукидзе стан-5000 (находящийся, кстати, рядом с ИТЗ), который при определенной переналадке может производить заготовку для труб большого диаметра. Докупив на ИТЗ станки для сварки листа, "Северсталь" уже через полгода будет в состоянии продавать "Газпрому" трубы большого диаметра для магистральных газопроводов, которые до последнего времени закупались монополистом за границей. Причем денег у Мордашова на переоборудование ИТЗ должно хватить: партнерами и инвесторами в этом проекте будут выступать две немецкие компании - Europipe и Griff.
После сделки с холдингом Кахи Бендукидзе "Северсталь" становится безусловным и единственным фаворитом в борьбе за заказ "Газпрома". Другой претендент, Нижнетагильский меткомбинат, безнадежно отстает: в его проекте строительства стана-5000, основанного на получении государственных гарантий и гарантий "Газпрома", пока нет никаких подвижек. Видимо, все эти обстоятельства и сыграли решающую роль при подписании "Северсталью" и "Газпромом" контракта на поставку уже в будущем году 200 тыс. тонн труб большого диаметра (всего монополист потребляет в год примерно 600 тыс. тонн).