Любите селедку

26 марта 2001, 00:00

До сих пор в феминистском движении Екатеринбурга была заметна только группа художниц "Засада Цеткин", радующая город акциями "Теперь ты мой" (отмывание моркови, символизирующей фаллос) и "М-Ж" (букву "М" над входом в метро заменили на "Ж", что стало означать женские недра). Теперь с манифестом феминизма выступила хореографическая труппа Татьяны Багановой "Провинциальные танцы", показавшая спектакль "Тихая жизнь с селедками".

Селедка в спектакле - знак неприкаянной, аморфной и податливой мужской плоти, которую одухотворить может только женщина. Если феминизм на Западе - это борьба женщины за равноправие, то у Багановой это борьба женщины за мужчину. Мужчина слаб и беззащитен. Женщина - воплощение силы, энергии и воли. (Феминизм в его российском варианте подразумевает не равенство полов, а традиционно русскую женскую долю: понять и принять мужчину, какой он есть, смириться и полюбить его слабость.)

"Селедки" - это 40 минут действия, в течение которых женщина (олицетворение человеческого) возделывает мужскую (рыбью) плоть с целеустремленной страстью строительницы социализма. В нижнем белье, кухонных фартуках и по-российски повязанных косынках шесть коротких и широких женских фигур проделывают с бледными и длинными мужскими телами в темных трусах весь рыбный ритуал - от покупки в магазине (тело болтается в сетчатой авоське) до очистки, разделывания и поедания нежного филе с зеленью.

Спектакль имеет выраженную хореографию, где есть мужской и женский кордебалет, парный танец и апофеоз в финале - мужчины, засунув перепончатые ноги в ботинки и прикрыв наготу черными пальто, заканчивают свою земную жизнь распятием, на которое хищно взирает женская стая. "Провинциальные танцы" высказались масштабно и однозначно. Они стали грубее и демократичнее, и молодые поклонники весеннего призыва, увидев искусство, говорящее на их языке, были вне себя от восторга.