Русский слон в посудной лавке

Русский бизнес
Москва, 23.07.2001
«Эксперт» №28 (288)
Наши производители фарфора могли бы делать шедевры, но тиражируют ширпотреб

Зайдите в любой посудный магазин в Москве, и ваша патриотическая гордость будет уязвлена. Равно как в парфюмерном отделе среди обилия французских и прочих импортных духов редко можно увидеть какую-нибудь "Красную Москву", так и в посудном российский сервиз будет задвинут в самый темный угол, а на витринах будет весело поблескивать посуда из Чехии, Польши, Германии, Англии, Португалии и Японии. Но если в парфюмерии Россия никогда особо сильна не была, то русский фарфор знавал блистательные времена. Ныне, увы, эта отрасль переживает серьезный кризис и, по словам гендиректора ЗАО "Фарфор Вербилок" Вадима Лунева, находится "крепко сзади". С пика советского производства в 1985 году, когда было выпущено 605 млн штук посуды, к 1997 году отрасль съехала до 164 млн. Правда, благодаря кризису в 1999 году было выпущено 220 млн, а в прошлом году - 245 млн. Как саркастически заметил Вадим Лунев: "Если и дальше так пойдет, мы вскоре достигнем уровня 1913 года. Пустячок, а приятно!". Впрочем, сегодня есть большие сомнения в том, что благополучие отрасли будет зависеть только лишь от роста вала продукции, сбывать которую становится все труднее.

Из двадцати предприятий четыре - на Дальнем Востоке и в Сибири - практически остановились, еще тринадцать едва дышат. Три самых известных завода - Ломоносовский в Питере (ЛФЗ) и два подмосковных, в Дулево и Вербилках, - пока живы, но перспективы по крайней мере двух последних безоблачными не назовешь.

Престиж за двенадцать рублей

Тайну изготовления фарфора, придуманного то ли в Древнем Египте, то ли в Китае в первых веках нашей эры, европейцы разгадывали более тысячелетия. Лишь в 1710 году в саксонском Майссене заработала первая порцелановая (фарфоровая) мануфактура. Россия, изнемогавшая от зависти и желания завести собственный фарфор, пришла к собственной технологии его изготовления еще через 30 лет. В 1744 году близ Петербурга была основана Порцелиновая мануфактура, чуть позже названная Императорским фарфоровым заводом (ныне ЛФЗ).

Мы довольно быстро догнали европейцев и были с ними на равных, более того - продвинулись дальше со своим "агитационным фарфором" двадцатых годов, за которым сейчас по аукционам гоняются коллекционеры всего мира. Советский фарфор еще не так давно получал престижнейшие награды на международных конкурсах, тогда как старейшие европейские фабрики со своими римейками прошлых столетий никого не удивляли. Достаточно увидеть музейные коллекции, собранные на ЛФЗ, в Вербилках и Дулево, чтобы убедиться в фантастических способностях наших мастеров далекого и совсем недавнего прошлого. Такого обилия разнообразных форм и роскошного дизайна сейчас не увидишь: ассортимент девяностых годов за редким исключением не вызывает у знатоков ничего, кроме досады.

Проблемы у отечественного фарфора начались еще в годы застоя. Даже выпускаемые в советские времена лучшие образцы, отправлявшиеся на международные выставки, зачастую так и оставались в единственном экземпляре и покупателю были недоступны. В целом же отрасль с

Новости партнеров

«Эксперт»
№28 (288) 23 июля 2001
Саммит в генуе
Содержание:
"Система переживает коллапс"

О контурах сегодняшней мирохозяйственной системы и перспективах ее развития рассказывает директор центра Фернана Броделя по изучению экономики, исторической системы и цивилизаций в Университете Бингемтона (США) Иммануил Валлерстайн.

Обзор почты
Наука и технологии
Реклама