Coca-Cola вовремя подобрала шаверму

Русский бизнес
Москва, 03.09.2001
«Эксперт» №32 (292)

Петербургский филиал компании Coca-Cola показал завидное умение находить новые возможности для продвижения своей продукции. По данным ACNielsen, в июле 2001 года продажи кока-колы в Петербурге выросли более чем на 20% по сравнению с июлем 2000-го, тогда как продажи газированных напитков в целом остались на прежнем уровне. Одна из причин в том, что компания наладила торговлю кока-колой в розлив в арабских закусочных "шаверма", расположенных у станций метро и в других местах скопления людей.

В последние месяцы "шавермы" стали укрупняться и преобразовываться в крытые кафе. В связи с приближающимся трехсотлетием города власти отказываются продлевать договоры с теми арендаторами, заведения которых не соответствуют по архитектурному облику очередной концепции. Предполагается, что к 2003 году ларечных "шаверм" в городе не останется.

Между тем рынок газированных напитков отличает жесткая конкуренция (см. график). Несмотря на наличие у главных игроков собственного производства и миллионные рекламные бюджеты, итог борьбы определяется в точке продаж. Установка у метро фирменных киосков по розливу напитков (когда-то широко практиковавшаяся и Coca-Cola, и Pepsi-Cola) связана с высокими накладными расходами. Лучший способ продавать розливной напиток - предлагать его вместе с едой. Но настоящих кафе до недавнего времени у метро было мало.

В Coca-Cola раньше других уловили перемены в столь вожделенном сегменте рынка. объем продаж "шаверм" многократно превосходит, например, обороты местной сети McDonald`s, традиционного партнера Coca-Cola. По словам менеджера отдела продаж питерского филиала ООО "Кока-Кола Боттлерс Евразия" Михаила Притыкина, "даже обычный киоск 'шаверма' обслуживает до 500-600 человек в день, а для крытых кафе эта цифра еще больше".

Сейчас около полусотни новоиспеченных кафе оснащены розливочными аппаратами post-mix от Coca-Cola. "Этот рынок отличается развитыми личными связями, - говорит Михаил Притыкин, - владельцы киосков, раньше бравшие у нас напитки в бутылках, уже привыкли нам доверять. Когда мы предложили установить аппараты по розливу, они поверили, что это принесет им прибыль". Большинство клиентов "шаверм" из-за более низкой цены выбирают розливной, а не бутилированный напиток. Но конкурентам Coca-Cola поставить свои розливочные аппараты в те же кафе вряд ли удастся - два аппарата там не нужны.

Новости партнеров

«Эксперт»
№32 (292) 3 сентября 2001
Сельское хозяйство
Содержание:
Тема недели
Международный бизнес
Наука и технологии
Реклама