Эхо прошедшей войны

Станислав Пугинский
12 ноября 2001, 00:00

По своим размерам и структуре оборонно-промышленный комплекс России все еще "обслуживает" Вооруженные силы Советского Союза

Одиннадцатого октября этого года правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-06 годы)". В программе достаточно продуманно декларируются перспективы развития ОПК, но в целом она носит узконаправленный характер. Ее суть - сконцентрировать существующие научные и производственные мощности оборонки в крупных вертикально интегрированных корпорациях с диверсифицированным производством.

Такой подход к реформированию ОПК абсолютно оправдан с точки зрения упорядочения стихийно идущих интеграционных процессов и создания институциональных предпосылок для внутрифирменной перестройки предприятий, обеспечения устойчивости кооперационных связей, аккумуляции корпоративных финансовых ресурсов на перспективных разработках и модернизации производства. Но даже здесь возникают некоторые перекосы. Да, в программе отмечена возможность агломератной и горизонтальной интеграции, но последняя сведена только лишь к объединению предприятий - изготовителей однотипной продукции и комплектующих изделий крупносерийного и массового производства. Довольно жесткими оказались в программных подходах к интеграции и ведомственные барьеры. Это осложняет перспективы формирования многопрофильных корпораций, балансирующих свои риски.

При этом список предлагаемых интегрированных структур пока представляет собой не более чем документальную фиксацию лоббистских усилий различных групп влияния за контроль над активами в ОПК. Пока у создаваемых корпораций нет даже бизнес-планов. А без этого ни рыночную эффективность, ни государственную целесообразность решений по ОПК не просчитать.

Принципиально важно, однако, другое. Программа не предназначена для решения ключевой для национальной обороны и военно-технического сотрудничества проблемы - поддержания технологического уровня ОПК в соответствии с международными стандартами. Ее решение требует ресурсов для развития комплекса. В 2002-2003 годах на закупку вооружений и военной техники планируется направлять 38-40 млрд рублей, а на оплату научно-технической продукции - 35-38 млрд рублей ежегодно, что в 8 раз больше фактических платежей периода 1994-1999 годов. Бюджетные проектировки программы модернизации экономики до 2010 года предусматривают долю расходов на национальную оборону в размере 3,6% ВВП при среднегодовом росте ВВП около 6%. Выглядит неплохо. Однако с учетом прогноза стоимости факторов производства картина получается не столь оптимистичная. Только тарифы на электроэнергию в течение года после планируемого дерегулирования этого рынка могут возрасти не менее чем в 3-3,5 раза. Впереди же еще реформа ОАО "Газпром" и МПС. Износ активной части основных производственных фондов в ОПК превышает 75%, причем у трети их износ - 100%. Полностью утрачено производство ряда комплектующих изделий, временно восполняемых из запасов промышленности и Минобороны. Без масштабных инвестиций через 4-5 лет продолжение производства многих видов продукции окажется невозможным. Средний возраст работников оборонки уже 58 лет. Качество пополнения не обеспечивает конкурентоспособности производства по техническому уровню, а преимущества низкой стоимости труда сводятся на нет падающей его производительностью.

Не стоит сильно рассчитывать на расшивку этих проблем лишь за счет поступлений от военно-технического сотрудничества. По экспертным оценкам, предельный годовой экспорт вооружений Россией - 5 млрд долларов США и имеет тенденцию к снижению. объем российского экспорта определяется научно-техническим заделом, созданным в СССР. Этот задел почти исчерпан. Утрачены и научные школы. Одновременно субъектами ВТС активно осуществляется передача за рубеж передовых военных технологий в виде результатов НИОКР, что в перспективе также ведет к сужению рынка сбыта. К концу же десятилетия ожидается принятие на вооружение армиями США и других стран НАТО базовых систем вооружения нового поколения. Это может окончательно сдвинуть Россию на периферию мирового оружейного рынка.

При самом благоприятном для ОПК сценарии объемы производства вооружений и военной техники до 2010 года увеличатся в 2-2,5 раза. В сопоставимых ценах данная динамика совокупных расходов на оборону (включая экспорт) не компенсирует более чем десятикратного (а в натуральном выражении по многим финальным изделиям почти стократного) снижения объемов производства вооружений и военной техники за последнее десятилетие. Не лучше ситуация в ОПК и с продукцией гражданского назначения. Пока благодаря действующим макроэкономическим факторам она на внутреннем рынке сохраняет ценовую конкурентоспособность, но это не сможет компенсировать оборонке потери от трехкратного падения объемов производства гражданской продукции.

Складывающуюся ситуацию не стоит излишне драматизировать, равно как и считать принятую программу панацеей. Сегодня размерность и структура ОПК все еще соответствуют масштабу и структуре ВС СССР. Для преодоления технологического регресса и проведения эффективной реформы ОПК необходима выработка целостной идеологии, объединяющей едиными подходами и сквозной иерархией целей военно-политическую доктрину, реформу ВС страны, программу вооружения, реформу ОПК и промышленную политику государства.