Нерезиденты на рынке

Армен Мунаян
19 ноября 2001, 00:00

Западные инвесторы впервые за последние два года обратили внимание на Россию

Рынок акций ожил: с начала ноября индекс РТС вырос почти на 16%, до отметки 236 пунктов, побив тем самым установленный в конце июня рекорд нынешнего года. На рынок пришли "свежие" деньги: почти все опрошенные "Экспертом" трейдеры и аналитики свидетельствуют, что активное участие в торгах принимают нерезиденты. И именно средства иностранных инвесторов, сыграв роль детонатора, инициировали взрывную волну, подбросившую вверх котировки российских акций.

Но не стоит обольщаться. Очередной период энтузиазма на фондовом рынке может закончиться так же внезапно, как и начался.

Крутые гонки

Подъем на фондовом рынке длится уже больше месяца, однако по-настоящему мощной (как говорят профессионалы, wide rally) динамика фондовых индикаторов стала в ноябре. В ходе первых торговых сессий этого месяца индекс РТС "прибавлял в весе" до 12 пунктов за день. Как всегда, в авангарде роста оказались самая спекулятивная "голубая фишка" - акции РАО "ЕЭС России" (капитализация компании с начала месяца выросла на 40%) и ценные бумаги ГМК "Норильский никель" (рост капитализации за тот же период 20%).

Почему именно они? Вряд ли потому, что в этих компаниях увеличилась прибыль. По мнению трейдера компании "Тройка Диалог" Алексея Долгих, когда на рынок идет столь мощный поток денег, к фундаментальным характеристикам компаний никто особо не присматривается. Все из-за того, что западные инвесторы, которые хотят быть представленными на российском рынке, заказывают брокерам в первую очередь самые ликвидные акции, поэтому сильнее всего растут акции РАО и подобных компаний.

Вместе с тем рынок продолжает оставаться крайне волатильным. Это привлекает дополнительных спекулятивно настроенных операторов, пытающихся играть на широких колебаниях рынка. Вслед за нерезидентами на раскрученный западными деньгами рынок вступило очень много отечественных игроков, которые достаточно быстро подхватили эстафету подъема рынка и в настоящее время своими сделками обеспечивают большую часть рыночного оборота. Однако, как считает аналитик компании "Атон" Владимир Детинич, рост в общем объеме транзакций доли покупок, совершаемых местными игроками, сам по себе может свидетельствовать о скором затухании радостной тенденции.

Дежа вю?

Есть основания думать, что предпосылки нынешнего спурта качественно отличаются от тех, что инициировали восходящий тренд в предыдущие периоды роста рынка.

Последний раз отечественный фондовый рынок испытал сильный рост весной-летом этого года. По мнению главного экономиста компании "Проспект" Дмитрия Дружинина, тогда основным фактором роста стала положительная динамика фондовых индикаторов в США. Относительное выправление ситуации на американском фондовом рынке, в немалой степени обусловленное регулярными снижениями учетной ставки, давало надежду на то, что, если рост продолжится, значительно активизируются инвестиции в развивающиеся рынки. Замаячившие на горизонте деньги заокеанских инвесторов создали четкие стимулы для разогрева рынка отечественными игроками с простой целью - "слить" затем ценные бумаги иностранцам на новых ценовых уровнях. Уверенности российским спекулянтам придавала стабильная ценовая конъюнктура на нефтяном рынке, которая вкупе с активизацией реформаторской деятельности властей должна была способствовать росту привлекательности российских акций. Однако не сложилось. Американским рынком с июня завладел нисходящий тренд, вылившийся в конце лета в форменный обвал (индекс Dow Jones провалился чуть ли не до 8000 пунктов), и деньги на развивающиеся рынки не пришли.

Сейчас ситуация качественно другая. Локомотивом роста стал сам иностранный капитал, а дальнейшее развитие ситуации шло по принципу снежного кома. Если уж и искать аналогии нынешнему спурту, то это, скорее, рост котировок в преддверии президентских выборов зимой-весной 2000 года. Тогда, как утверждает управляющий директор "Проспекта" Андрей Гальперин, покупательная активность нерезидентов была весьма заметной. Однако не стоит злоупотреблять поиском аналогий: возможно, нынешняя ситуация выходит за рамки обычного ралли и дело не в количественных показателях, а в качественных параметрах подъема.

Нас заметили

Анализируя причины роста, подавляющее большинство экспертов настаивает на том, что основной предпосылкой стала переоценка Западом рисковых параметров инвестиций в Россию. Попробуем объяснить почему.

Во-первых, макроэкономическая ситуация уже достаточно долгое время остается относительно стабильной даже в условиях ухудшения нефтяной конъюнктуры. На фоне крупных развивающихся рынков (Аргентина в состоянии вялотекущего дефолта, положение Турции если и лучше, то не намного), вступающих в рецессию Штатов и близких к рецессии европейских экономик Россия с ее пятипроцентным экономическим ростом выглядела бы вообще "звездой", если бы цены на нефть не подкачали. Как считает экономист компании "Ренессанс Капитал" Алексей Моисеев, структурные изменения в экономике и политике (правительственные реформы, внутренние реформы в крупных корпорациях) серьезно усиливают позиции компаний, чьи акции котируются на рынке. Кроме того, инвесторы начинают понимать, что Россия это не Нигерия и на нефтяных ценах свет клином не сошелся: несмотря на их падение в последние полтора месяца, экономику страны это отнюдь не парализовало.

Во-вторых, Россию окончательно перестали ассоциировать со странами-изгоями. Если вспомнить, как еще пару лет назад нашу страну третировали за отмывание грязных денег (скандал с Bank of New York), то очевидны разительные перемены в отношениях с "большой семеркой" и США в частности. Свежие подтверждения потепления отношений между США и Россией - заявление Джорджа Буша о возможности скорой отмены поправки Джексона-Вэника и уже ставшие регулярными реверансы Колина Пауэлла в сторону российского руководства. По мнению г-на Моисеева, инвестиционные пристрастия американцев очень сильно зависят от общего восприятия страны - объекта инвестиций. С ним согласен главный аналитик компании FIBO Дмитрий Лукашов, считающий, что решения об инвестициях не в последнюю очередь мотивируются отношением Запада к России на чисто бытовом уровне, которое, судя по настроениям западных масс-медиа, радикально изменилось в лучшую сторону.

Конечно, сам по себе ряд успешных политических мероприятий вроде форумов в Москве и Бостоне, а также визита Путина в США не притягивает инвестиции в Россию. Позитивные политические факторы играют лишь роль спускового механизма, заставляющего "выстрелить" накопившийся экономический потенциал.

Доколе?

Нынешний ажиотажный спрос на российские акции, будучи следствием переоценки инвестиционной привлекательности России, во многом зиждется на ожиданиях формального признания этого факта. Проще говоря, все ждут повышения суверенного кредитного рейтинга России. Оно возможно уже в конце ноября - начале декабря, сразу же после того, как Россия выплатит более миллиарда долларов по евробондам (в том, что выплатит, похоже, никто не сомневается). В этот момент может случиться некоторый откат котировок, поскольку многие пожелают зафиксировать прибыль. Однако может сложиться и иначе: после повышения рейтинга игра на повышение не затухнет, поскольку сам факт повышения рейтинга автоматически расширяет лимиты нынешним держателям российских ценных бумаг и открывает рынок инвесторам, для которых он был ранее недоступен.

Больших денег, конечно, ждать не стоит. Более консервативные западные инвесторы точно не вступят в игру, пока рейтинг не достигнет инвестиционного уровня, - после дефолта они стали чуть ли не суеверными. Учитывая, что при наилучшем стечении обстоятельств можно рассчитывать максимум на два повышения рейтинга в год, у российского рынка есть три года, чтобы стать еще лучше.

А пока аналитики обещают как минимум 250 пунктов по индексу РТС до конца года, а может, и больше, если, как считает Андрей Гальперин, крупные фонды в стремлении показать прибыль к концу финансового года устроят краткосрочную игру на повышение. Серьезным сдерживающим рост фактором тем не менее могут стать цены на нефть - в том случае, если они упадут ниже 15 долларов за баррель.