Как освоить новую экономику

Мировая экономика
Москва, 14.01.2002
Надо разъединиться и объединиться заново, используя силу альянсов и эффективные партнерства

На днях IBM сообщила о прекращении производства персональных компьютеров. Старейший производитель персоналок заявил, что продаст все заводы по их производству включая заводы в США и Шотландии. Но избавляется от заводов не одна IBM. Об отказе от производства некоторых видов продукции и значительных увольнениях персонала в минувшем году объявили, например, Philips, Alcatel, Motorola и Ericsson. Sony "сократила" 11 из 70 своих заводов и в текущем году намерена отказаться еще от четырех. Число попавших под сокращение сотрудников только в этих компаниях достигло сотен тысяч человек. И где, спрашивается, теперь эти люди? Думается, большинство из них осталось на своих же заводах и продолжает заниматься сборкой той же самой продукции, из тех же самых комплектующих, по той же самой технологии. Просто теперь на ней будет стоять другой брэнд.

Дело в том, что большинство так называемых оригинальных производителей (OЕМ) уже давно ничего не производят сами, размещая заказы на производство среди фирм-контракторов. Эта тенденция видна особенно ярко на примере производителей компьютеров: 40% ОЕМ в этом секторе передали в текущем году на аутсорсинг производство 90 и более процентов своей продукции; от самостоятельного производства, например, уже давно почти полностью отказалась HP. Так что теперь десятка ведущих фирм-контракторов контролирует примерно 30% рынка производства персональных компьютеров.

Хотя история аутсорсинга насчитывает не одно десятилетие, на знамя он был поднят именно молодой и, казалось, нигилистской новой экономикой. Впрочем, ничего удивительного здесь нет. Для программной индустрии, ставшей одним из катализаторов технологического бума, аутсорсинг - врожденное свойство: информационный продукт можно за несколько секунд передать на доработку в противоположный угол планеты и так же быстро получить его обратно. Действительно, лидеры новой экономики - Cisco, Intel, Microsoft - довольно успешно применяют аутсорсинг. Сделав электронный бизнес основой своей корпоративной культуры, они превратились в операторов сетей, практически не производя продукцию, которая продается под их торговыми марками. Для производителей электроники работа с контракторами облегчается еще и тем, что они имеют очень широкий выбор потенциальных партнеров: унификация комплектующих и введение единых для многих отраслей технологических стандартов давно уже привели к тому, что специализирующимся на производстве компаниям по сути все равно, что собирать - компьютеры, цифровые фотоаппараты, игровые приставки, видеокамеры или мобильные телефоны.

Однако считать, что работа с контракторами свойственна только производителям электроники, было бы ошибкой. Процесс оптимизации производственной структуры ради увеличения прибыльности и мобильности бизнеса и снижения издержек начался более двадцати лет назад и активно идет даже в куда более консервативных компаниях, которые отказываются от вертикальной интеграции в пользу аутсорсинга. Не будем поминать Coca-Cola, приведем данные Bear Sterns, сог

У партнеров

    Реклама