После драки

Спецвыпуск
Москва, 11.03.2002
Завершившийся передел рынка автострахования привел к серьезному повышению цен на услуги страховых компаний

Тех, кто намерен в ближайшее время застраховать свой автомобиль, ждет неприятный сюрприз. В начале этого года многие страховые компании существенно подняли цены на свои услуги. Рост тарифов по страхованию каско составил в среднем 15-20%, а по страхованию автогражданской ответственности - 30-40%. Главная причина - высокая убыточность этого вида услуг для страховых компаний. Но даже рост ставок не позволяет большинству компаний превратить автострахование в рентабельный бизнес.

Передел рынка закончен

Никто точно не знает, сколько в России застрахованных автомобилей. По различным оценкам, в Москве застраховано от 30 до 60% машин. Если сравнивать с другими видами страховых услуг, то это - много, даже очень много, если исключить из потенциальных клиентов владельцев старых (выпущенных до 1992 года) автомобилей и тех, кому едва хватает на бензин.

Два-три года назад тарифы в автостраховании падали. Популярность этого вида услуг росла, на рынок выходили новые игроки; даже кэптивные страховые компании попытались занять здесь свою нишу. Чтобы привлечь клиентов, страховщики демпинговали и работали с убытками, которые покрывали за счет других видов страхования. Неэффективная тарифная политика именно в этом виде страхования стала причиной нескольких громких банкротств страховых обществ (например, "Континент-Полиса").

Сегодня рынок фактически поделен. Львиная доля страховой премии принадлежит здесь десятке крупных компаний. Примерно 70% поступлений приходятся на страхование автокаско, 25% - на страхование гражданской ответственности, 5% - на страхование от несчастного случая. Около 70% клиентов покупают полный пакет услуг, а остальные ограничиваются страхованием автогражданской ответственности.

Анализ статистических данных показывает, что операции по автострахованию приобретают все больший удельный вес в структуре поступлений крупных страховщиков. И все-таки этот вид страхования как был, так и остается низкорентабельным бизнесом, как считает специалист департамента комплексного страхования "Ингосстраха" Игорь Александров, даже для крупных компаний.

Теперь можно повышать цены

Начало 2002 года ознаменовалось резким скачком цен на рынке автострахования. Тарифы увеличили практически все компании, правда, многие успели сделать это несколько раньше. "Энергогарант", например, увеличил ставки на 20%, а "АльфаСтрахование" - на 40%. Ведущий эксперт отдела автострахования "АльфаСтрахования" Евгений Кузнецов объясняет этот шаг исключительно высокой убыточностью. По его словам, в Москве этот показатель составляет от 90 до 180%. Как ни странно, убыточно страхование не только частных клиентов, но и организаций. И наименее выгодные с этой точки зрения клиенты - автошколы, таксомоторные парки и предприятия, эксплуатирующие дорожно-строительную технику.

Справедливости ради надо сказать, что тенденция рынка на повышение тарифов проявилась много раньше. Активный рост ставок на этом рынке, отмечает начальник управления страхования автотранспорта группы "Ренессанс-Страхование" Андре

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №10 (317) 11 марта 2002
    Рынок нефти
    Содержание:
    Заповедная нефть

    Разработка новых месторождений на Аляске может составить конкуренцию российским нефтяным проектам на Сахалине

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама