Охота к перемене мест

Владимир Космарский
25 марта 2002, 00:00

Межрегиональные механизмы миграции рабочей силы должны регулироваться государством

Сегодня стало очевидным, что эффективное развитие экономики невозможно без свободного маневра всеми ресурсами, участвующими в производственном процессе. Один из важнейших ресурсов - трудовой. Я считаю, что политика занятости есть один из важнейших элементов производственной политики, причем такой ее элемент, где чисто рыночные механизмы не могут существовать вне государственно-регулируемых схем.

Прежде всего это касается того комплекса вопросов, который возникает на стыке миграционных и трудовых проблем. Отток работоспособного населения из отдельных регионов может создать эрозию существующего в регионе трудового потенциала. Сокращение внутреннего спроса за счет территориального перемещения части трудовых ресурсов является дополнительным фактором, усиливающим внутрирегиональную экономическую депрессию. Чрезмерное сосредоточение мигрантов в рамках конкретной территории может привести к обострению проблемы безработицы, сужению доступа к социальным благам (жилью, социальным услугам и т. п.), общему снижению уровня жизни и маргинализации как вновь прибывших, так и постоянно живущих в данном регионе. Невозможность быстрой адаптации к "перемене мест" является сильным фактором вытеснения новой рабочей силы в теневую экономику и чистый криминал.

Практически все эти проблемы имеют место сегодня в России. Усреднение условий жизни в стране в результате воздействия преобразований начала 90-х годов привело к снижению уровня территориальной мобильности трудовых ресурсов - число переселений за последние 10 лет сократилось на 45%. Те же причины лежат в изменении направленности миграционных потоков, которые оставались неизменными в России на протяжении десятилетий. Районы "нового освоения" (Север, Сибирь, Дальний Восток), рынки труда в которых целенаправленно формировались, потеряли за последнее время значительную часть рабочей силы (Северный регион за 1990-2000 годы - более 300 тыс. человек; Восточно-Сибирский - свыше 250 тыс., а Дальневосточный - более 600 тыс. человек). По сути дела, все, кому это было по силам, уже выехали. Таким образом, в регионах, являющихся центром ресурсодобычи и первичной переработки, наблюдается разрушение трудового потенциала.

Нельзя не отметить и еще один тревожный факт. Выезд хорошо адаптированного к жизни и работе в экстремальных условиях населения приводит к разрушению генетического потенциала, что с чисто экономической точки зрения опасно по двум причинам: рынки труда северо-восточных регионов теряют рабочую силу чисто физически, но и регионы-реципиенты от этого процесса тоже ничего не получают, поскольку смена условий жизни приводит к резкому увеличению смертности и снижению продолжительности жизни новых мигрантов. В последние годы ситуация в сфере труда характеризуется и деурбанизацией. Прибыль сельских рынков труда за счет миграционного обмена с городом составила за последние 10 лет более 400 тыс. человек. Разумеется, этот процесс имеет и свои положительные стороны, например, восстановление трудового потенциала села, утраченного в предыдущие годы, и смягчение проблемы бедности в стране.

Трудовые ресурсы страны концентрируются в регионах старого заселения, где за счет миграции отчасти компенсируется естественная убыль населения. Восток и север страны, где естественные факторы депопуляции также действуют, находятся под мощным прессингом экономической эмиграции. При этом возможности эффективного использования рабочей силы мигрантов в старообжитых районах России невелики в силу чисто социально-экономических причин, прежде всего потому что профессионально-квалификационные характеристики новой рабочей силы не соответствуют структуре рабочих мест. В различных географических зонах России наблюдается резкий дисбаланс трудового и производственного потенциалов. Экономика, как и природа, не терпит пустоты - и восточные регионы России могут оказаться объектом резкого давления со стороны внешней миграции.

Что же делать? Начать, пожалуй, стоит с того, что формировать рынки труда нужно с использованием такой их компоненты, как внутренняя трудовая миграция. Эта задача должна решаться в рамках целостной территориально-производственной политики. Нерегулируемые государством механизмы относительно хороши для рабочей силы, занятой в рыночно-производственном секторе экономики. Для инфраструктурных отраслей в чистом виде они неприемлемы. Следует вернуться к программам территориального формирования рынков труда, в частности на севере России и в депопулирующих областях востока и центра. Естественно, для решения этих задач необходима соответствующая модернизация законодательства. К сожалению, правительство и сегодня еще не полностью осознало важность целенаправленной и комплексной политики на рынке труда. И для него проблемы формирования эффективного рынка по-прежнему остаются периферийными.