В поисках своей цитаты

Татьяна Гурова
главный редактор журнала «Эксперт»
3 июня 2002, 00:00

Не найдя своего стиля, русский бизнес не сможет ни конкурировать с западным, ни обеспечивать роста благосостояния своих соотечественников

Мы всю жизнь, по сути, кого-то цитируем, и если у некоторых порой возникает ощущение, что удалось чуть-чуть развить источник, то и это при ближайшем рассмотрении оказывается лишь цитатой. Поэтому не обессудьте, но этот текст будет лишь сборником цитат. Людей очень известных, менее известных и даже анонимов. Цитат достаточно эклектичных, но все же связанных единым сообщением. Создание вещей, в которые не вложена душа, не имеет никакого смысла. И это особенно актуально для нашего времени и для нашей страны.

Инновационный дух - единственное реальное основание безумной эффективности капитализма (упрощенная цитата из Йозефа Шумпетера). И как бы поздно мы ни примкнули к капиталистической вере, не усвоив этой истины, российский бизнес не сможет ни достойно выглядеть рядом с западным, ни обеспечивать роста благосостояния своих соотечественников.

В чем польза инновации? В том, что она придает бизнесу некоторую особенность. Вдруг оказывается, что у вас нет конкурентов, что вы эксклюзивно удовлетворяете какой-то спрос и тогда все почему-то хотят дать вам взаймы, чтобы заработать вместе с вами на этой вашей особенности. Весьма удобное положение, но до него довольно трудно дойти.

"Вы хотите знать, как устроен бизнес? - задал вопрос участникам конференции 'Индустрия моды etc.' хозяин компании 'Глория Джинс' Владимир Мельников. - Я постараюсь объяснить, то, что узнал сам. Подешевле купить и подороже продать - это базовое основание любого бизнеса. Вершина бизнеса - это построить, нанять, произвести, продать и заработать. Вроде бы уже все, но именно когда вы доходите до вершины, становится понятно, что это только начало пути".

"Что же может быть дальше?" - явно подозревая, что предприниматель лукавит, спросили из зала. "Дальше вам потребуется много времени, чтобы найти свою идею. 'Глория Джинс' - это просто имя. Хорошее ли, плохое, но только имя, которому нужна идея, чтобы оно стало кому-то интересным. Где взять идею? Человек, на самом деле, не имеет собственной творческой инициативы. Свою инициативу мы заимствуем у Бога, копируя то, что уже создано им.

Наша идея проста - Золушка должна иметь возможность превратиться в принцессу. Золушек в мире восемьдесят процентов, поэтому у нас большой рынок, и все они должны иметь возможность получить то, что желают".

Вы скажете: это не инновация. Абсолютная инновация для русского рынка. "Глория Джинс" - исключительно стильная вещь. Недорогая, дизайнерски качественная и при этом не оскорбляющая своего покупателя. А свой стиль это и есть то главное нововведение, которого не хватает многообразному русскому бизнесу. Особенно той его части, которая производит товары, предназначенные для людей. Если я не права, покажите мне десяток по-настоящему стильных вещей, созданных в России и для русских. Вы не сможете этого сделать.

"Что такое стиль?" - спросила я у байера одного из модных магазинов, аристократа и поэта. Он ответил формально, разложив все по полочкам: "Стиль состоит из трех вещей. Первая - размер или габариты, в рамках которых мы работаем. Вторая - модель потребительского поведения, на которую мы ориентируемся. И третья - тот дух, та идея, которую несет созданная нами вещь".

Первая ступень совсем несложная. Если речь идет об одежде -мы можем сориентироваться на немаленьких русских людей, если о мебели - то на маленькие жилплощади, занимаемыми ими. Вторая посложнее - но немного маркетингового мастерства, и мы нарисуем себе образчик. Вот молодая семья интеллектуалов, свободолюбивых и не обремененных заботами. Вот пожилой состоятельный господин. Вот женщина, зарабатывает не много, ее дочь ходит в школу, а после остается на продленке.

Но вот с третьей ступенью у нас проблемы почти всегда. Мы почему-то боимся или в погоне за деньгами просто не успеваем сосредоточиться и понять: что хотим мы выразить через свое дело? Какой образ создать? Будет ли это ностальгия по турпоходу в диковатом лесу или невроз большого города, или бесшабашная радость девушки, уцепившейся за плечи своего бойфренда-мотоциклиста, или это бедная мать Золушки, желающая превратить свою дочь в принцессу.

Пока мы не решимся на такое высказывание, мы не станем богаче.