Профицит вместо мечты

Тема недели
Москва, 10.06.2002
«Эксперт» №23 (329)
В бюджетном послании президента доминирует бухгалтерский подход к бюджету - это скорее платежная ведомость, а не инструмент реализации долгосрочной экономической стратегии страны

Первого июня президент РФ Владимир Путин направил в Госдуму, Совет Федерации и правительство бюджетное послание Федеральному собранию "О бюджетной политике в 2003 году". Само по себе послание - документ, скорее, технического характера, нежели экономического, и тем не менее оно стало катализатором новых дискуссий, цель которых выявить приоритеты бюджетной политики.

Старые болячки

Бюджетное послание президента состоит из семи глав. В первой главе подводятся итоги бюджетной политики в 2001 году и в начале 2002 года. В целом президент оценивает их положительно. Особо подчеркивается тот факт, что в 2000-м и 2001 годах федеральный бюджет был исполнен, а на 2002 год сформирован с профицитом. В бюджете выделен финансовый резерв, призванный обеспечить безусловное выполнение долговых обязательств и поддержать макроэкономическую стабильность. Положительным, по мнению президента, является и снижение номинального налогового бремени, что влечет за собой увеличение собираемости налогов, повышение качества налогового администрирования, "увеличение степени концентрации бюджетных расходов на приоритетных направлениях". И больше никаких подробностей о приоритетных направлениях.

Послание констатирует сохраняющийся разрыв между объемом законодательно установленных государственных обязательств и объемом фактически имеющихся финансовых ресурсов. Уже в который раз президент настоятельно рекомендует упорядочить межбюджетные отношения. "Существующая система межбюджетных отношений нуждается в глубоких преобразованиях. До сих пор основное внимание уделялось механизмам перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и между регионами. Сейчас стоит задача разграничения бюджетных обязательств и ответственности за их исполнение между органами власти разных уровней", - отмечается в послании.

Каждый год правительство говорит о необходимости разумного разграничения налогово-бюджетных полномочий и ответственности за их исполнение между различными уровнями власти. Пока, однако, никаких сдвигов в этой области не наблюдается.

"В одной стране ежегодно принимается девяносто бюджетов. Никакой взаимосвязи между ними нет. О каких скоординированных действиях регионов тогда может идти речь? К тому же стоит обратить внимание и на то, что если федеральная власть отдает регионам какие-то мандаты, то у региональных бюджетов должны быть источники для реализации этих мандатов", - считает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер.

Единственное, что можно признать новаторской идеей, - предложение создать среднесрочный бюджет. По мнению экономиста Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) Сергея Гуриева, наконец-то в послании прозвучала мысль, что необходимо долгосрочное, то есть больше чем на год, экономическое планирование - что само по себе очень отрадный факт.

Режем по-живому

Основное направление бюджета 2003 года, согласно президентскому посланию, - снижение и упорядочение его расходов.

Речь идет прежде всего о пр

Новости партнеров

«Эксперт»
№23 (329) 17 июня 2002
Калининград
Содержание:
Калининградский вопрос

Редакциооная статья

Международный бизнес
Экономика и финансы
Русский бизнес
Международный бизнес
Культура
Реклама