В Японии ловят "агентов Москвы"

24 июня 2002, 00:00

Токийская окружная прокуратура на прошлой неделе арестовала депутата японского парламента Мунэо Судзуки, долгие годы считавшегося "серым кардиналом" российско-японских отношений. Арест Судзуки продолжил череду скандалов, имеющих выраженный "российский след". В начале июня токийская прокуратура предъявила официальное обвинение арестованному ранее Масаро Сато, блестяще говорящему по-русски главному аналитику японского МИДа. Сато, правая рука Судзуки, был арестован в связи с делом своего патрона. Под угрозой уголовного преследования оказался и другой японский политик - бывший глава департамента стран Европы японского МИДа Кадзухико Того. Сейчас Того вынужден скрываться где-то в Западной Европе.

Мунэо Судзуки обвиняют в получении от частной лесопромышленной компании Yamarin взятки в размере 5 млн иен (40 тыс. долларов). Судзуки, которого парламент перед арестом лишил неприкосновенности, якобы помог Yamarin избежать санкций за незаконную вырубку леса на острове Хоккайдо. До этого прокуратура вменяла в вину Судзуки махинации с распределением подрядов на оказание гуманитарной помощи Южным Курилам. Но тогда серьезных доказательств не нашлось, и вот теперь появилось новое дело.

Скандалы объединяет одно обстоятельство: все их действующие лица так или иначе выступали за компромиссное решение проблемы Курил (общий принцип: вернуть два острова, а два других оставить "на потом"). Мунэо Судзуки однажды прямо заявил, что Южные Курилы Японии не нужны. Кадзухико Того, при прежних кабинетах активно участвовавшего в переговорах с Россией и выступавшего за "мягкое" решение курильского вопроса, уволили из МИДа в прошлом году за несоответствие генеральной линии Токио.

Чистки в истэблишменте совпали с общим ужесточением политического курса Японии. В Токио озаботилась сейчас вопросом создания боеспособной армии и, возможно, собственного ядерного оружия. Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми откладывает давно назревшие реформы, зато все больше играет на националистических чувствах сограждан. Аресты "диссидентов" нужны ему и для поднятия собственного рейтинга, и для того, чтобы пресечь любое инакомыслие в решении территориальной проблемы.