Интеллектуальный капитал

Игорь Березин
1 июля 2002, 00:00

Российский средний класс тратит на образование существенно большую часть своих доходов, чем те же американцы. Однако рынок образовательных услуг хочет еще большего

Со времен перестройки и последовавших за ней шоковых реформ в России прочно утвердилось мнение, что в нашей стране в отличие от развитых стран Запада практически нет связи между уровнем полученного образования и уровнем реального дохода. Возможно, в период, когда обнищавшие кандидаты технических наук пошли на рынок торговать "сникерсами", а недоучившиеся студенты начали организовывать биржи и финансовые компании, этой связи и не было. Однако сегодня, когда студенты-бизнесмены закончили свое образование, в том числе по программам MBA ведущих западных университетов, и многие нашли достойное применение этим знаниям на родине, ситуация изменилась. В России опять, как и в прежние стабильные времена, существует связь между уровнем образования основного добытчика и уровнем дохода семьи.

Зависимость восстановлена

В 1994 году (более свежих данных нет) в России проживало 18 млн человек с высшим образованием. Поскольку люди продолжали активно учиться, можно предположить, что за прошедшие восемь лет число граждан с высшим образованием увеличилось до 23-25 млн. В то же время к весне 2002 года в России было 10-11 млн семей, доход которых превышал 150 долларов в месяц на человека. В этих семьях проживает 21-23 млн взрослых трудоспособных граждан, из которых 13-15 млн имеют высшее образование. Таким образом, более половины людей с высшим образованием принадлежат к семьям среднего класса. Из семей же, не имеющих в своем составе лиц с высшим образованием, на вхождение в средний класс претендует пока лишь десятая часть.

Далее. Средний доход семьи, в которой нет лиц с высшим образованием, составляет 250-300 долларов в месяц (80-100 долларов на человека). Средний доход семьи, хотя бы один из членов которой имеет высшее образование, составляет 500-600 долларов в месяц (160-200 долларов на человека). Таким образом, наличие высшего образования "добавляет" к совокупному семейному доходу около 3-3,5 тыс. долларов в год. Конечно, эта "добавка" не дается автоматически, как в советские времена, когда кандидатам наук доплачивали 50 рублей к окладу, а докторам - 100. Но она возникает просто как результат применения более высокой квалификации на свободном рынке труда.

Более того, даже среди семей, уже преодолевших планку ежемесячного дохода в 150 долларов на человека (то есть относящихся к среднему классу), семьи, члены которых имеют высшее образование, все равно обладают преимуществами перед своими менее образованными "одноклассниками" - правда, уже не столь значительными. Так, доход в семьях, представленных гражданами со средним специальным образованием, составляет около 850 долларов в месяц, в семьях, члены которых имеют высшее гуманитарное образование, - 900 долларов в месяц, а если речь идет о двух высших образованиях или ученой степени - 1000 долларов. То есть разрыв в уровне годового дохода наименее и наиболее номинально образованной части среднего класса составляет почти 2000 долларов в год на семью из трех человек.

Они готовы платить

Сознательно или подсознательно, средние русские понимают, что оплата образовательных услуг является долгосрочной инвестицией в собственный человеческий капитал. Инвестицией, конечно, достаточно рисковой (немедленного роста дохода сразу по окончании престижного университета или программы MBA никто гарантировать не может), но потенциально очень высокодоходной.

Мы сделали такой расчет. Российская программа MBA обходится слушателям в 4-9 тыс. долларов. Она способна в среднем обеспечить прирост дохода в 2-3 тыс. долларов в год в течение пяти-семи, а то и десяти-двенадцати лет. Таким образом, за первые два-три года должны окупиться расходы на повышение уровня образования, и в течение следующих трех-четырех, а то и семи лет эти инвестиции будут приносить чистый доход 35-50% годовых в валюте на вложенный капитал. С учетом первых лет и самого периода обучения реальная доходность, конечно, снизится до 20-30% годовых, но и это в два-три раза превышает уровень доходности, который частному вкладчику могут предложить в коммерческих банках. Получить такую доходность можно на фондовом рынке, но риски все-таки будут существенно выше, чем при поступлении на программу MBA. Видимо, подобные соображения движут теми, кто собирается получить второе высшее образование.

А таких немало. Из средних русских в возрасте от 31 до 42 лет около 7% планируют получить второе высшее образование в перспективе от трех до десяти лет. Среди тех, кто старше 42 лет, - 2-3%. Это позволяет нам оценить потенциальный спрос на программы второго высшего образования со стороны среднего класса в 600-800 тыс. заявок в течение ближайших десяти лет, в том числе в 300-400 тыс. - в ближайшие три года.

Правда, 22% из них не намерены сами оплачивать образование. Еще 36% рассчитывают потратить на это не более 1 тыс. долларов за весь курс обучения, что, прямо скажем, нереально. 30% хотят уложиться в сумму от 1 до 3 тыс. долларов, и лишь 7% готовы заплатить более 3 тыс.

Образование для детей обязательно

А вот первое высшее образование для детей рассматривается средними русскими как необходимое, но отнюдь не достаточное условие их будущего вхождения в средний класс. Условие, без которого их детям трудно будет получить "пропуск" в средний класс как с точки зрения достижения приемлемого уровня доходов, так и с точки зрения формирования менталитета. И за этот "пропуск" некоторые средние русские готовы заплатить весьма серьезные деньги - порядка 5 тыс. долларов за весь курс обучения. Но это в среднем. Почти половина тех, кто согласен платить за обучение детей, готовы потратить на это не более 3 тыс. долларов за весь курс. А таких программ уже не предлагают даже региональные вузы средней руки. Чуть более трети состоятельных родителей ориентируются сегодня на 3-5 тыс. долларов за весь курс обучения (не более 1 тыс. за год.) Лишь 15% от общего числа родителей, в принципе готовых платить за высшее образование своих детей, согласны потратить от 5 до 10 тыс. долларов за весь курс обучения. И только 10% - более 10 тыс. долларов. На сегодняшний день это всего лишь около 250-300 тыс. семей. И большая их часть проживает в Москве, где 10 тыс. долларов за курс является нижней границей предложения со стороны вузов, не входящих в пятерку лучших в своей номинации. Причем спрос со стороны этих семей по времени будет растянут на десять-пятнадцать лет.

Жадный ум

Сегодня около половины семей средних русских имеют в структуре потребительских расходов значительные траты на оплату услуг в системе образования. В среднем семья, осуществляющая расходы на образование, тратит на эти цели около 600 долларов за год. Это 5-7% суммарных потребительских расходов семьи среднего класса. Очень высокий уровень. Для сравнения: американский средний класс тратит на образование не более 2% своих доходов, а россияне, не входящие в средний класс, - менее 1%. Так что рассчитывать на то, что в ближайшие пять-десять лет семьи среднего класса смогут тратить на образование принципиально больше, не стоит.

Структура же предложения образовательных услуг совершенно не соответствует возможностям среднего класса. С одной стороны мы имеем формально бесплатные услуги, предоставляемые государственными школами и вузами, а с другой - частные школы и вузы, стоимость года обучения в которых колеблется от 1 до 5 тыс. долларов.

Какова емкость рынка

По официальным данным, в 2001 году население России потратило на образование менее 2 млрд долларов США. Однако эта цифра вызывает серьезные сомнения.

1. В 2001 году в 620 государственных вузов было принято 1 млн 263 тыс. студентов, в том числе 675 тыс. (53,5%) - на платной основе. По сравнению с 2000 годом прием студентов, полностью оплачивающих свое обучение, возрос на 22%, по сравнению с 1999 годом - на 75%. Прием же студентов, чье обучение оплачивается из бюджетов различных уровней, за эти два года увеличился всего на 4%. Таким образом, только за последние три года на платные отделения государственных вузов было принято 1,6 млн студентов, а общее число студентов, оплачивающих свое обучение в государственных вузах, составляет не менее 2 млн из 4,8 млн. Если к этим 2 млн прибавить 630 тыс. студентов, обучающихся в 388 негосударственных вузах, то получается, что половина студентов сегодня уже оплачивает свое образование.

Из 2,5 млн учащихся в средних специальных учебных заведениях около трети обучаются на условиях полного возмещения затрат.

Итак, не менее 3 млн семей официально оплачивают обучение своих детей в высших и средних специальных учебных заведениях.

Стоимость одного года обучения в российских вузах и техникумах колеблется от 250 до 5 тыс. долларов. Средневзвешенное значение находится в районе 500-750 долларов в год. Таким образом, только на официальную оплату обучения детей российские граждане тратят порядка 1,5-2,25 млрд долларов.

2. Как работает система "неформальных пожертвований" в средней школе, хорошо известно практически любому родителю, имеющему ребенка школьного возраста. По данным Министерства образования, только на подготовку детей к поступлению в вузы (куда входит оплата подготовительных курсов, услуг репетиторов, взятки приемной комиссии и т. д.) родители абитуриентов ежегодно тратят не менее 1,5 млрд долларов.

3. Курсы: от иностранных языков и компьютерных программ до массажа и вождения автомобиля. Только в системе переподготовки и аттестации бухгалтеров и аудиторов ежегодно обращается, по различным оценкам, от 50 до 150 млн долларов.

Исходя из всего этого, можно предположить, что на самом деле емкость рынка образовательных услуг в России составляет не 2 млрд, а примерно 5 млрд долларов.