Программа правительства декларативна и необязательна

Андрей Шмаров
19 августа 2002, 00:00

Таково мнение главы "Русского алюминия" Олега Дерипаски

- Нет у правительства никаких содержательных хозяйственных задач в повестке дня. Вот и отчитываются они о поездках в Париж, тогда как остро необходимо ездить в Ижевск, Самару или там в Ульяновск, туда, где и делается российская экономика.

- Но как же так, существует правительственная экономическая среднесрочная программа - она большая, страниц двести. Неужели мало?

- Она неконвертируема в реальные обязательства, инструменты, цели, промежуточные результаты, она максимально декларативна и необязательна. Что будет в следующем году, какие произойдут изменения экономических показателей - этого она не описывает. В результате у нас сложилась государственная экономика примитивизма: правительство отслеживает всего несколько параметров - ВВП, бюджет, инфляцию, еще что-то. Реальная же экономика контролируется целой системой показателей, которые они просто не принимают во внимание. Игнорируются острейшие проблемы.

- Например? Что вы имеете в виду?

- Например, проблема кредитов для бизнеса. Знаете, сколько кредитов выдано народному хозяйству? Миллиардов семнадцать долларов, из которых семь миллиардов получили "Газпром", РАО ЕЭС, ТНК, "ЛУКойл", "Сибирский алюминий" и еще несколько огромных компаний. А на всю остальную экономику приходится всего десять миллиардов, причем под восемнадцать процентов годовых в валюте в среднем, это же неподъемная ставка!

- А причем здесь правительство-то?

- А при том, что где скрупулезная работа со Сбербанком, дабы создать для него стимулы для кредитования экономики? Ведь Сбербанк собрал с населения огромные средства, а кредитует не население и бизнес, а государство.

- Вы можете конкретно сформулировать свои требования к правительству?

- Мы хотим, чтобы правительство объявило свою повестку дня в сфере экономики, причем как можно более конкретную. Бизнес у нас по сравнению с правительством ушел далеко вперед, а они по-прежнему уповают на невидимую руку рынка, которая якобы и сделает за них всю сложную работу в экономике. Но это ерунда! У нас настолько неразвитая рыночная структура, так велики провалы, что без деятельного участия государства мы к рынку так и не перейдем. Да, мы движемся в правильном направлении, и у нас к две тысячи седьмому году сформируется нормальный рынок капиталов. Но кредиты нужны уже сейчас, бизнес задыхается без них, и государство должно помочь, реализовать функцию bridge financing (промежуточного финансирования. - "Эксперт"). Темпы роста экономики напрямую зависят от объема выданных кредитов.

- Хорошо, с кредитами понятно. А что вас так "клинит" на инфляцию? Вроде бы здесь все относительно спокойно и прогнозируемо...

- Это только так кажется. А если взглянуть на проблему шире? В контексте реального укрепления рубля, изменения мировых цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий? Ведь одновременные, пусть даже минимальные, изменения этих параметров в нежелательном направлении выражаются для нашей компании в потере прибыли в десятки, если не в сотни миллионов долларов. Хорошо, мировая конъюнктура от нас зависит мало, но базовые внутренние показатели формирует правительство, а оно ни за что не отвечает, но зато преуспело в переговорах о ВТО. Вот что меня возмущает.

Возьмем, например, тарифы естественных монополий. В двухтысячном году Аксененко, которого я очень уважаю как профессионала, взял да и снял одним росчерком пера с баланса "Русского алюминия" двести двадцать пять миллионов долларов. А кто сказал, что это можно делать? Кто доказал, что тарифы надо повышать? Ведь никто не знает структуру себестоимости РАО ЕЭС и МПС, это тайна. С каких статей, например, в МПС сняли пятьдесят миллионов долларов на строительство стадиона "Локомотив"? Почему мы это должны оплачивать?

Или другой пример - отменили налоговую льготу на инвестиции, хотя все предупреждали, что этого делать нельзя. В результате инвестиционная активность подавлена, если в первом полугодии прошлого года рост вложений в основной капитал составили 7,2 процента, то в этом году - только 1,7. Изменили, не подумав, принцип регистрации предприятий. Идея хорошая, "одно окно", но, как всегда, развалив старое, не создали нового, в результате люди сутками стоят в очередях, платят деньги для того, чтобы зарегистрироваться. Чтобы такого не происходило, нужно глубокое понимание микроэкономики, а его в правительстве нет, нет даже желания разобраться.

- Почему, на ваш взгляд, это происходит?

- Вот уже двенадцать лет все заняты реформами. Я вчера говорю японцам: представляете, если бы вы шестьдесят лет после войны непрерывно реформировались? Чего-нибудь достигли бы? Я считаю, что этот процесс должен быть дискретным. Отреформировались - улучшили качество управления - подготовились - вышли на новый уровень. Но когда идет перманентная революция, ну о какой эффективности можно говорить! Я считаю, что должна быть реальная программа правительства, складывающаяся из пяти-шести политик: денежная, налоговая, бюджетная, промышленная... Если нам нужен приличный экономический рост, мы должны ясно понимать, как, в соответствии с какой экономической политикой он будет складываться.