Стая монстров

26 августа 2002, 00:00

Сейчас уже не кажется удивительным, что перед началом съемочного процесса многим кинематографистам, снимающим цифровое кино, необходимо провести подробнейшие беседы с физиками, экологами и палеонтологами, смастерить дюжину глиняных остовов доисторических животных и взять пробы воды и почвы. Компьютерные динозавры и сказочные зверушки требуют, как правило, подобной дотошности - и огромных капиталовложений.

Создателям мультфильма "Ледниковый период" (режиссер Крис Уэйдж), только что вышедшего в российский прокат, тоже пришлось покорпеть над костями мамонтов в Американском музее истории природы, а также тщательно "обсчитать" каждый волосок на теле своих мохнатых героев. Но труды их окупились с лихвой (мультфильм не покидал десятку лидеров по кассовым сборам в течение девяти недель) - и это не удивительно. Потратив на съемки четыре года и 60 млн долларов (при таком бюджете стоимость каждой минуты - немногим меньше миллиона), помноженных на уникальный талант художников-аниматоров, создатели "Ледникового периода" получили свой законный и предсказуемый успех.

Изначально жанр "компьютерного мультфильма" - детище знаменитой студии Pixar. Именно на ней в 1986 году был снят очаровательный "Люксо-младший" (рассудительную маму-лампу и ее непоседливого детеныша-лампенка российские зрители помнят по заставке к передаче "Детский час"), а в 1995-м - знаменитая "История игрушек". Весной 2001 года инициативу перехватила компания Dreamworks: оскароносец "Шрек" серьезно потеснил на рынке анимационного кино диснеевскую продукцию. Ответом "Шреку" стала "Корпорация монстров" совместного производства студий Pixar и Disney, где многолетний опыт Pixar в создании компьютерной графики удачно сочетался с традиционными приемами анимации Диснея.

Новый мультфильм Криса Уэйджа "Ледниковый период" хотя и произведен на студии 20th Centruy Fox, кажется даже более диснеевским, чем "Корпорация", - не только по эстетике, но и по духу. Классическая парочка - большой уродливый добряк (Мамонт, неуловимо напоминающий Шрека) и маленький подпевала-идиот (доисторический ленивец, совсем уже откровенно срисованный с осла) - слоняются по белоснежным просторам времен ледникового периода под музыку, которая вполне подошла бы для "Бэмби", и эффектно "впечатываются" в снежные завалы, оставляя за собой фигурные вмятины. Ехидная пародийность "Шрека" и "Корпорации монстров", делавшая мультфильмы интересными не только для детей, но и для родителей, превратилась в одну сплошную добродушную усмешку (пародии остались, но все больше на разные спортивные игры). Корпорация сменилась стаей, а социальная тематика - "экологической": давным-давно, когда люди еще могли понимать животных... Сюжет картины (звери пускаются в путешествие, чтобы вернуть людям потерявшегося "детеныша") предсказуем и прост, вся прелесть мультфильма - в оформлении. Но в красивой, с иголочки, цифровой одежке привычная диснеевская сказка порой смотрится "бедной родственницей", вынужденной выполнять давно уже опостылевшие трюки на радость ностальгически настроенной публике.