В Питере поиграют в NASDAQ

7 октября 2002, 00:00

На прошлой неделе министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов заявил, что в рамках 3-й Венчурной ярмарки, которая пройдет в середине октября в Санкт-Петербурге, будет смоделирован процесс первичного размещения акций инновационных компаний (IPO). По его словам, проектом заинтересовалось руководство ФКЦБ - оно планирует посетить IPO-площадку во время ее работы.

Первый заместитель Клебанова Андрей Фурсенко назвал нескольких андеррайтеров компаний-эмитентов модельной IPO-площадки - это РТС, Промышленно-строительный банк и Балтонэксимбанк. К участию в модельной IPO-площадке успели подготовиться шесть компаний, с каждой из них, по словам Александра Малиновского, заместителя директора фонда "Центр стратегических разработок 'Северо-Запад'" (одного из организаторов Венчурной ярмарки), "была проведена тонкая индивидуальная работа".

На Западе технология работы IPO-площадок давно отработана, и на рынке первичных акций вращаются десятки миллиардов долларов. Размещение активов на бирже - это не только способ получить деньги на развитие компании, но и самый распространенный среди инвесторов, вложившихся в фирмы на ранних стадиях их развития (seeds и start-up), механизм выхода из инновационных проектов. Профессиональные инвесторы - венчурные фонды - заинтересованы в первую очередь в обороте финансовых средств, для них ликвидность (то есть возможность продать с выгодой свои вложения) - ключевой момент.

Смоделированная на Венчурной ярмарке IPO-площадка как раз и должна показать потенциальным инвесторам, российским в первую очередь, технологии обеспечения такой ликвидности. По словам Александра Малиновского, "это будет полная модель IPO". Ее единственное отличие от настоящей биржи в том, что в результате торгов не произойдет перехода права собственности на акции инвесторам и живых денег от них компаниям-эмитентам. Каждому инвестору дадут определенное количество очков-чеков, на которые он сможет "купить" ту или иную компанию. Сразу после покупки "инвестор" получит раскладку, из которой узнает, стал он "владельцем" или нет.

Русского NASDAQ, похоже, даже в модельном варианте не получится. Дело в том, что из шести претендентов к собственно хай-теку можно отнести разве что двух. Отраслевая прописка остальных к технологическим инновациям имеет весьма малое отношение: одна занимается производством стеклянной тары, другая - рыбными консервами. По-мнению г-на Фурсенко, ничего страшного в этом нет, ведь венчур - это не только высокие технологии, так что систему даже лучше отлаживать на более простых вариантах. Спору нет, менее рисковые низкотехнологичные проекты много больше подходят на роль подопытных кроликов. Нам-то, правда, кажется, где ж, как не на Венчурной ярмарке, преодолеть недоверие к российским высокотехнологичным проектам российских же инвесторов. С консервами и стеклотарой они и сами как-нибудь разберутся.