Курс доллара окреп по отношению к иене и мало изменился - к европейским валютам. Данные по США выходили умеренно негативные, однако реакция на них была неоднозначной. Промышленное производство в США сократилось в октябре на 0,8%. Таким образом, стагнация в производственном секторе явно переросла в рецессию. Строительство новых домов в октябре упало на 11,4% (самое сильное падение с января 1994 года). Однако трейдеры не придали большого значения этому показателю из-за его чрезвычайно высокой волатильности в последнее время (например, в сентябре, согласно пересмотренным данным, он вырос на 11%). Внешнеторговый дефицит США составил в сентябре 38,03 млрд долларов, что лишь не намного меньше рекордного августовского значения (38,28 млрд). Хотя дефицит превысил ожидания рынка, сообщение это, как ни парадоксально, было воспринято трейдерами позитивно. Дело в том, что в предварительный расчет темпов роста ВВП в III квартале была заложена оценка сентябрьского дефицита на уровне 39,4 млрд долларов. Таким образом, теперь можно надеяться на пересмотр данных о росте ВВП в сторону повышения. Глава ФРС Алан Гринспен в своих последних выступлениях (перед Объединенным экономическим комитетом конгресса США, перед Советом по международным отношениям и др.) несколько раз затрагивал тему о дефляционных тенденциях в экономике США. При этом он постоянно подчеркивал, что у ФРС имеются практически безграничные возможности увеличения денежного предложения, даже если учетные ставки достигнут номинального нуля. У аналитиков высказывания Гринспена вызвали глубокий скепсис и сомнения в адекватности руководства ФРС нынешним проблемам американской экономики. В частности, эксперты отмечают, что у ФРС теоретически остается возможность снижения уровня обязательных банковских резервов, но использование такой меры в условиях резкого ухудшения положения финансового сектора может спровоцировать массовые банкротства банков. Но самым шокирующим было то, что в перечне возможных мер увеличения ликвидности глава ФРС назвал "увеличение сроков погашения гособлигаций". То есть Гринспен намекнул на возможность технического дефолта США по своим долговым обязательствам.
Курс евро испытывал колебания в диапазоне 0,9991-1,0141 доллара, тяготея к его середине. Консолидация курса была связана с наличием некоторого баланса между позитивными и негативными новостями, поступавшими из Европы. Промышленное производство снизилось в сентябре на 0,2% после роста на 0,6% в августе. Внешнеторговый профицит 12 стран еврозоны составил в сентябре 9,5 млрд евро (в августе - 9,6 млрд). Несмотря на некоторое увеличение темпов инфляции в еврозоне, в течение недели многие члены правления ЕЦБ отмечали, что в условиях дорожающего евро и падающей экономической активности эти темпы будут снижаться. Такое массированное выступление европейских финансовых чиновников было истолковано аналитиками как явный сигнал, что в ближайшее время ЕЦБ пойдет на снижение учетных ставок. В то же время обратило на себя внимание выступление бывшего президента Бундесбанка Ганса Титмайера, считающего, что снижение ставок в нынешних условиях ничего не даст.
Курс фунта стерлингов поднимался до локального максимума 1,5912 доллара, но 20 ноября испытал сильный откат к 1,5721. В отсутствие новостей эти колебания имели чисто спекулятивный характер.
Технический откат курса иены до 122,65 за доллар большинство аналитиков считают временным и предполагают скорое возобновление роста. Факторами укрепления иены послужат скупка акций японских компаний Банком Японии (начнется 29 ноября), а также намечающиеся дополнительные меры бюджетного стимулирования.
Не основанное на каких-либо серьезных фундаментальных факторах, но довольно мощное ралли на фондовом рынке США 20 ноября перекрыло падение предыдущих дней, что позволило индексу Dow Jones по итогам неполной недели подняться на 1% - до отметки 8623 пункта. По сравнению с многолетним минимумом, зафиксированным 9 октября, индекс Dow Jones вырос уже на 18%. В то же время он упорно не желает подниматься к среднесрочному максимуму (9129 пунктов), достигнутому во время августовского подъема. Принимая во внимание, что нынешний подъем явно выдыхается, складывающаяся техническая картина вряд ли указывает на благоприятные перспективы для фондового рынка.
После резкого падения в предыдущие недели цены на нефть выросли. На некоторое время стоимость фьючерсов ближайшей поставки подскочила в Нью-Йорке до 27,25 доллара за баррель (рост на 2 доллара менее чем за неделю), а фьючерсы на смесь "брент" в Лондоне подорожали за тот же период с 23 до 24,53 доллара за баррель. Поводом для роста цен стала холодная погода при крайне низком уровне складских запасов в США и обострение ситуации вокруг Ирака (иракские ПВО обстреляли американские самолеты, в ответ на это США осуществили бомбардировки территории Ирака).
При подготовке рубрики использовались данные информационного агентства "МФД-Инфоцентр" и МДМ-банка