Год дорогой нефти

Александр Кокшаров
20 января 2003, 00:00

Увеличение добычи странами ОПЕК может остановить рост цен на нефть, но вряд ли приведет к их снижению. А нестабильность на Ближнем Востоке и в Венесуэле может вызвать скачок цен до 50 долларов за баррель

На состоявшемся 12 января внеочередном саммите ОПЕК министры нефтяной промышленности стран - членов нефтяного альянса приняли решение увеличить квоты на добычу. С начала февраля страны картеля станут добывать дополнительные 1,5 млн баррелей в день. Так много нефти - 24,5 млн баррелей в день, или почти треть мировой добычи, - картель не производил с марта 2001 года. Как заявил после окончания саммита новый президент ОПЕК министр нефтяной промышленности Катара Абдулла аль-Аттия, картель "пытается четко показать рынкам свою готовность сделать все для стабилизации спроса и предложения".

Повод для проведения внеочередного саммита, а также для решения ОПЕК увеличить добычу - чрезмерно высокие цены на нефть. За 2002 год они выросли на 44%, и с середины декабря даже относительно дешевая арабская нефть вышла за пределы ценового коридора ОПЕК (оптимальные, с точки зрения картеля, цены - 22-28 долларов за баррель). Саммит был созван, когда цена барреля нефти на бирже в Нью-Йорке достигла 33 долларов, а в Лондоне - 31 доллара. Теперь повышение нефтедобычи странами ОПЕК должно успокоить рынок и привести к некоторому снижению цен.

"Решение ОПЕК, несомненно, остановит рост цен и может даже на некоторое время снизить их до двадцати семи-двадцати девяти долларов за баррель, однако в условиях нестабильности вокруг Ирака и в Венесуэле ожидать дальнейшего снижения цен в ближайшие месяцы вряд ли стоит", - сказал "Эксперту" старший экономист Economist Intelligence Unit (EIU) по сырьевым рынкам Саймон Уильямс. Период нестабильности может затянуться. Кризис в Венесуэле не удается разрешить уже второй месяц, и признаков его скорого окончания не видно. Начало операции США против Ирака ожидается большинством политических наблюдателей в феврале, а затянуться война может на несколько месяцев. Поэтому мировой рынок сейчас опасается того, что 2003 год станет годом дорогой нефти.

Дорогая логистика

Хотя цены на нефть держались на довольно высоком уровне с конца лета 2002 года, равновесие между спросом и предложением было серьезно нарушено событиями в Венесуэле. Минувший год оказался для страны на редкость неудачным: ВВП Венесуэлы сократился на 6%, инфляция составила 32%, национальная валюта потеряла 50% стоимости, а фондовый рынок упал на 40%. И это при том, что большую часть года цены на нефть - основную статью экспорта Венесуэлы - оставались высокими, обеспечив положительный торговый баланс в 11,3 млрд долларов.

В результате в декабре 2002 года политические оппоненты президента Уго Чавеса убедили профсоюзы начать забастовку. Ею оказалась охвачена и государственная нефтяная компания Petroleos de Venezuela S. A. (PdVSA). Результатом продолжающейся уже шесть недель забастовки нефтяников стало резкое сокращение добычи нефти - с 3,1 млн баррелей в день всего лишь до 300 тыс. баррелей. Поскольку основную часть своей нефти Венесуэла экспортировала в США (в ноябре 2002 года на ее долю приходилось 13% американского импорта сырой нефти), прекращение поставок вызвало серьезный рост цен на бирже в Нью-Йорке. "Это означало не только физическое сокращение предложения на рынке, но и увеличение зависимости США от поставок с Ближнего Востока, где многие наблюдатели ожидают начала войны", - объяснила "Эксперту" экономист Оксфордского института энергетических исследований Ранда Алами. В результате, по оценкам, венесуэльский кризис повысил цену каждого барреля на пять долларов.

Хотя страны ОПЕК обычно добывают нефти больше, чем им положено по квотам (превышение иногда составляет 7-8%), исчезновение Венесуэлы с мирового нефтяного рынка не могло быть покрыто "сверхплановым" производством других членов альянса. Свою негативную роль сыграла логистика: время доставки нефти в США из Венесуэлы составляет всего неделю, а из Персидского залива - от четырех до семи недель. Добыча нефти в Индонезии, Норвегии, Мексике и России находится на пределе производственных возможностей. "Единственным источником дополнительной нефти, которая компенсировала бы нехватку венесуэльской нефти, является Персидский залив, прежде всего Саудовская Аравия и ОАЭ - страны, обладающие значительными простаивающими мощностями и способные быстро увеличить добычу", - рассказал "Эксперту" старший экономист Центра глобальных энергетических исследований (CGES) в Лондоне Мухаммад Али Зайни. Неудивительно, что именно саудовский министр нефти Али аль-Наими стал инициатором проведения саммита и решения увеличить квоты на добычу.

Предчувствие войны

Однако в ближайшее время к венесуэльскому кризису может добавиться еще одна проблема - с рынка может исчезнуть иракская нефть. 27 января Ханс Бликс, глава комиссии ООН по Ираку, должен представить Совбезу ООН доклад о результатах инспекции. Многие политические наблюдатели опасаются, что США останутся недовольны сотрудничеством Ирака с инспекцией Бликса и решат начать войну против режима Саддама Хусейна уже в феврале. "Нежелание администрации США использовать для урегулирования своих отношений с Ираком мирные средства уже всем очевидно, поэтому военные действия в Персидском заливе, видимо, все-таки вскоре начнутся, - сказала 'Эксперту' старший научный сотрудник Королевского института международных отношений в Лондоне Валери Марсель. - Однако это повлечет за собой серьезные последствия для нефтяного рынка. Во-первых, прекратятся поставки на мировой рынок иракской нефти. А во-вторых, в конфликт могут быть втянуты соседние страны, их производственные мощности и транспортная инфраструктура, что может сократить поставки и повысить плату за риск".

Выбытие с мирового нефтяного рынка Ирака одновременно с Венесуэлой создаст дефицит в 4,5 млн баррелей в день - такой дефицит уже не смогут покрыть дополнительные мощности Саудовской Аравии и ОАЭ (3 млн баррелей в день). Уже сегодня из-за риска потери иракской нефти покупатели вынуждены платить "военную премию" сверх обычной цены в размере пяти-восьми долларов за каждый баррель. "Если же вторая война в Персидском заливе распространится на районы нефтедобычи в соседних странах - в Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ, Иране, суммарная добыча которых составляет пятнадцать с половиной миллионов баррелей в день (двадцать процентов мирового производства), то дефицит нефти на мировом рынке в краткосрочной перспективе может серьезно взвинтить цены", - полагает Ранда Алами из Оксфордского института энергетических исследований. Согласно прогнозам аналитических отделов западных инвестбанков, в течение нескольких недель после начала американской операции в Ираке вполне реальны цены в 50 долларов за баррель и даже выше. "Такой уровень цен лишь повторит подорожание нефти до сорока долларов за баррель во время антииракской операции в девяносто первом году, что с учетом инфляции и есть эти самые пятьдесят", - считает Саймон Уильямс из EIU.

Новый ценовой коридор

Впрочем, заоблачно высокими цены будут недолго: страны - импортеры нефти будут вынуждены начать использование своих стратегических запасов. Объединенные в Международное энергетическое агентство (МЭА) 26 экономически развитых стран - импортеров нефти в сумме аккумулировали 520 млн тонн "черного золота". По оценкам директора отдела энергетики консалтинговой компании Global Insight Грэма Уила, использование стратегических запасов лишь США, Японии и Германии выведет на рынок 12 млн баррелей в день, то есть практически полностью покроет возможный краткосрочный дефицит даже в условиях полномасштабной войны в Персидском заливе. "Тем не менее, даже если технически объем спроса и предложения удастся сбалансировать, изменения режима и маршрутов поставок будут подталкивать цены вверх, так как повышают нестабильность рынка. Поэтому маловероятно, что в ближайшие полгода цены будут опускаться ниже двадцати семи долларов за баррель", - считает Мухаммад Али Зайни из CGES.

Большинство аналитиков придерживаются мнения, что до начала лета кризисы в Венесуэле и вокруг Ирака сохранят свое влияние на нефтяной рынок. Например, разрешение кризисной ситуации в венесуэльской PdVSA даже просто по техническим причинам далеко не сразу приведет к возобновлению поставок в прежнем объеме. По оценкам банка Lehman Brothers, если Уго Чавес под давлением оппозиции уйдет в отставку до марта, то к июню добыча может достигнуть 2,3 млн баррелей в день, а к концу года - 2,5 млн баррелей в день. Тем не менее этот объем составит лишь 70% от уровня добычи в октябре 2002 года. Если же Чавесу удастся "реструктурировать" компанию (предлагается разделить ее на две географически удаленные части, а весь менеджмент в столице уволить), то к середине лета добыча нефти в Венесуэле может вырасти до 1,5 млн баррелей в день. Что, опять-таки, далеко до прежнего уровня.

Развитие событий в Персидском заливе предугадать сложнее, поэтому аналитики разрабатывают несколько сценариев поведения нефтяного рынка в 2003 году. Например, аналитический отдел банка J. P. Morgan говорит о трех вариантах. Первый: краткосрочная победоносная война против Ирака. После недолгого скачка цены начнут быстро падать до 25-27 долларов и на этом уровне сохранятся летом, когда в развитых странах увеличивается спрос на бензин (и, соответственно, на нефть) в связи с отпусками.

Второй сценарий: война продолжительностью более трех месяцев. При таком варианте нарушение режима поставок очень вероятно, поэтому нефть будет стоить более 30 долларов в течение нескольких месяцев, до окончания войны. За которой последует начало отопительного сезона в Северном полушарии, что также увеличит спрос на нефть. Третий сценарий: если операция США на Ближнем Востоке затянется более чем на полгода и охватит большое количество стран региона. После небольшого снижения летом к осени цены могут вырасти до еще более высокого уровня, чем в момент начала операции против Ирака.

Если события пойдут по третьему сценарию, средняя цена нефти в 2003 году может составить 40-50 долларов за баррель. И это скажется на экономическом росте всех развитых стран. Страны - экспортеры нефти окажутся в существенном выигрыше: даже первый вариант предполагает среднюю цену барреля нефти около 28-30 долларов. "Это означает, что ни ОПЕК, ни МЭА реально не будут контролировать рынок, а нынешний нефтяной коридор ОПЕК окажется никому не нужным. В таких условиях этим двум организациям придется вырабатывать новые ценовые стратегии, - полагает Грэм Уил из Global Insight. - В условиях 'двойного кризиса', в Венесуэле и вокруг Ирака, старые правила игры вряд ли будут работать".

Деньги для трубопроводов

Что это означает для России? Как и в большинстве других стран-нефтеэкспортеров, не входящих в ОПЕК, даже в случае повышения цен резко увеличить производство Россия не сможет. Добыча нефти, по прогнозу министра энергетики РФ Игоря Юсуфова, в 2003 году должна вырасти с 379 до 390 млн тонн. Большая часть прироста будет отправляться на экспорт - в таком случае Россия сможет поставлять на рынок 3,2 млн баррелей в день (160 млн тонн в год).

Инфраструктурные проекты - вторая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС), нефтепроводы Западная Сибирь-Мурманск, Ангарск-Находка, - которые позволят России наращивать и добычу, и экспорт нефти, будут построены не раньше 2005-2007 годов. Но дополнительные миллиарды, которые российские нефтяные компании и правительство получат от экспорта нефти по довольно высоким ценам в 2003 году, могут ускорить их реализацию.