Рынок оценивает сделку

Ольга Рубан
17 февраля 2003, 00:00

Аналитический отдел компании "НИКойл":

- Как вы оцениваете стоимость сделки: не продешевила ли Россия, не переплатила ли ВР?

- Сделка создает некий эталон, отправную точку для оценки других российских нефтяных компаний. Эта сделка выгодна для всех сторон: для миноритарных акционеров, для основных акционеров и для покупателей - иностранных компаний.

- После этой сделки, как вы считаете, будет лавина иностранных инвестиций в российские компании?

- Уже некоторое время назад было понятно, что этот процесс начнется. Сделка де-факто подтвердила ожидания рынка.

- А сумму сделки как вы оцениваете?

- Для BP это - дешево, ведь BP таким образом получила нефтяные запасы задешево. И тем не менее эта сумма гораздо выше тех оценок, что дает нефтяным запасам наше внутреннее инвестиционное сообщество. До сих пор мы торговали российской нефтью с большим дисконтом по отношению к нефтяным активам развитых стран. А эта сделка уменьшила существовавший дисконт.

Старший аналитик по нефти и газу компании Brunswick UBS Warburg Пол Коллесон:

- Для России эта сделка - знак того, что международное сообщество признало российскую промышленность "здоровой". В частности, это позволит повысить стоимость активов российских нефтяных предприятий, которые сейчас существенно занижены.

- Последует ли за этой сделкой масштабный приток иностранных инвестиций в Россию?

- В течение ближайших трех-четырех лет на российском рынке скорее всего будут доминировать такие формы взаимодействия с иностранными компаниями, как совместные предприятия и совместные проекты при освоении новых месторождений в Восточной Сибири, на Севере, может быть, в Каспийском море. И только через пять-шесть лет последует активизация притока прямых иностранных инвестиций.

- Существует ли опасность замещения российских собственников иностранными?

- В мире это нормальная ситуация, когда зарубежная компания покупает национальную - частично или полностью. Если говорить о России, то за счет таких вхождений повысится общий уровень конкурентности нефтяной и околонефтяной промышленности.

Аналитик по нефти и газу компании "Атон" Булат Каримов:

- Сделка свидетельствует о повышении инвестиционной привлекательности страны в целом и нефтегазового сектора в частности. Мы должны учитывать, что в прошлом у ВР был негативный опыт работы в России - вспомните ситуацию с "Сиданко". Сам факт того, что эта компания вернулась на наш рынок, свидетельствует о том, что изменилось восприятие российского рынка. И если до сих пор одним из самых веских аргументов потенциальных иностранных инвесторов был: "Ну BP же обожглась!" - то теперь этого психологического барьера больше нет, и это очень важный момент.

- Предполагаете ли вы, что эта сделка "откроет шлюз" и иностранцы бросятся инвестировать в наши промышленные активы?

- Я бы не сказал, что следует ожидать повального движения инвестиций в Россию. В краткосрочной и среднесрочной перспективе инвесторы все-таки будут смотреть в первую очередь на нефтегазовый и околонефтегазовый сектор. И первые ласточки уже есть. Компания TotalFinaElf на днях объявила, что готова инвестировать в разработку крупного нефтегазового месторождения Ванкор в Красноярской крае. И что еще очень важно - иностранные компании соглашаются работать в национальном налоговом режиме.

- Не получится ли так, что наши компании постепенно перейдут в руки иностранцев и в конце концов мы потеряем контроль над самыми лучшими своими промышленными активами?

- Если говорить о нефтяном секторе, то теоретически могут быть проданы только "Сибнефть" и ЮКОС. Что касается других компаний, то они или публичные, или их философия просто не предполагает участия иностранного капитала. Поэтому в ближайшее время всерьез этого опасаться не стоит.

- Как вы оцениваете стоимость сделки: не продешевила ли Россия, не переплатила ли ВР?

- ВР заплатила из расчета две целых девять десятых - три доллара за баррель запасов. В среднем при подобных приобретениях в мире BP тратит три и восемь десятых-четыре доллара за баррель, а ее конкуренты, такие как Shell и Shevron, - от четырех до восьми долларов. По российской нефтянке этот показатель колеблется в среднем от сорока центов до двух с половиной долларов.

Большой плюс для ВР состоит в том, что она купила сразу вертикально интегрированную компанию со сбалансированными мощностями добычи и переработки. К тому же увеличатся и резервы компании: доказанная резервная база - почти двенадцать миллиардов баррелей. Для сравнения: Exxon, бывший лидер, имеет одиннадцать с половиной миллиардов. Два последних фактора безусловно повысят позиции BP по сравнению с ее международными конкурентами.