Япония в роли миротворца

24 марта 2003, 00:00

Восемнадцатого марта начался очередной, шестой по счету, раунд мирных переговоров между правительством Шри-Ланки и террористической организацией "Тигры освобождения Тамил илама". Местом переговоров станет курортный город Хаконэ в Японии, к юго-западу от Токио. Стороны предполагают обсудить ряд оставшихся неразрешенными на прошедших сессиях вопросов, в частности принципы формирования бюджета нового государства, построенного уже на федеративных началах.

Япония в последнее время играет все более значительную роль в деле урегулирования двадцатилетнего межцейлонского конфликта. 71-летний Ясуси Акаси, бывший дипломат ООН и специалист по этнически конфликтным зонам (ранее он работал в Югославии, Камбодже и Афганистане), с конца октября совершал регулярные поездки на Шри-Ланку, а также в Осло, где проходили первые раунды переговоров. Японский представитель изучил конфликт как со стороны правительства, так и со стороны повстанцев и выступил 25 ноября на встрече в Осло с речью, в которой подчеркнул необходимость участия Японии в установлении мира на Цейлоне и послевоенном восстановлении страны. Помимо заявлений и предоставления территории для продолжающихся переговоров, вклад Токио в миротворческий процесс включает в себя почти 3 млн долларов гуманитарной помощи и средств на реабилитацию мирных жителей.

Все это прекрасно вписывается в общую политику "умиротворения" и реконструкции, особенно активно проводимую японским правительством при Дзюнъитиро Коидзуми. Около месяца назад Токио заявил о своем желании участвовать в послевоенном восстановлении Ирака, ранее подобные акции были проведены в Камбодже, Афганистане и Восточном Тиморе. Несмотря на глубокий экономический кризис, Япония примеряет на себя одежды международного лидера в Южной и Юго-Восточной Азии. Особенно активно Токио зарабатывает внешнеполитические очки в последние месяцы, когда внимание главного миротворца планеты занято Ираком и Северной Кореей. На фоне агрессивных действий США позиция Японии, официально не обладающей вооруженными силами, смотрится более чем выигрышно.

Однако есть у всего этого и другой смысл - меркантильный. Участие в восстановлении и развитии шри-ланкийской инфраструктуры должно принести Японии прежде всего экономические плоды. Ясуси Акаси прямым текстом заявил, что иены будут вложены в цейлонские энергетику, транспорт, коммуникации, медицину и здравоохранение, образование и водный бизнес, а также подчеркнул, что остров занимает стратегическое положение для морской торговли. Достаточно сказать, что Шри-Ланка лежит на полпути между скважинами Ирака и японскими потребителями нефти.