Алмаз, потерявший сопротивление

14 апреля 2003, 00:00

Многочисленные исследователи, уже не один десяток лет безуспешно надеющиеся обнаружить явление сверхпроводимости (скачкообразное падение сопротивления в проводящем материале при его охлаждении ниже определенной критической температуры) при обычной комнатной температуре, могут праздновать победу. В свежем номере журнала Semiconductor Science and Technology опубликованы сенсационные результаты эксперимента, проведенного в Университете Претории Йоханом Принсом.

Южноафриканский физик измерял ток, протекающий в вакууме между позолоченным зондом (анодом) и поверхностью кристалла алмаза (катодом), в некоторых узлах решетки которого часть углеродных атомов была заменена на атомы кислорода. Оказалось, что ток между анодом и катодом, разнесенными на несколько микронов, продолжает течь, даже когда разность потенциалов между ними стремится к нулю, а значит, стремится к нулю и сопротивление. Только вот сопротивление чего? Между алмазом и позолоченным зондом находится физический вакуум. Принс предположил, что у алмазной поверхности образуется тонкий слой электронов, плотность которых при определенных условиях достигает критического уровня - они начинают вести себя как так называемый конденсат Бозе-Эйнштейна, образующийся в проводниках при сверхнизких температурах, благодаря чему они и переходят в сверхпроводящее состояние.

Если опыты Принса подтвердятся, ряд технологических кластеров, от электротехники до радиоэлектроники, сразу ждет настоящий переворот - пока получить сверхпроводящий эффект при комнатных температурах не удавалось никому, несмотря на ухищрения и практически неограниченное еще лет двадцать назад финансирование (особенно отличился СССР, решивший, что высокотемпературная сверхпроводимость должна быть получена именно в советских лабораториях). Правда, эксперты высказывают сомнения и по отношению к экспериментальной технике г-на Принса, и, в еще большей степени, по поводу теоретической интерпретации результатов опыта. Так, Ричард Джекмен из лондонского University College назвал статью Принса "преимущественно теоретической и весьма спорной, а окончательные ее выводы непременно станут предметом для обсуждения".