Про спектакль Русского инженерного театра AXE все, кто его видел, говорят: "Этого не может быть". При этом мычат что-то невнятное, размахивают руками, округляют глаза и тщетно пытаются продемонстрировать, как переливалось, вспыхивало и посверкивало сказочное действо под названием "Sine Loco".
"Sine Loco" по-латыни означает "Без места". И действительно, часовой спектакль AXE - это постоянное движение. Зрители сидят на платформе, а та везет их вдоль маленьких комнаток, в которых и происходит действие. В первой комнатке варит свои зелья алхимик и оживает статуя прекрасной женщины. В другой - играют в огненные шахматы, передвигая по доске пламенеющие фигурки. В третьей полуголый Икар изнывает под грузом огромных деревянных крыльев, а вокруг него ходят важные люди в черном, словно сошедшие с полотен Магритта. Есть комнатка, где все белым-бело - и артисты, и стены, и мебель. Есть черный кабинет - кусочек космоса, где парят, как в невесомости, человеческие фигуры.
Ощущение такое, будто ты попал в чужой сон - немыслимо прекрасный и странно логичный. По замыслу авторов спектакля, создателей AXE Максима Исаева и Павла Семченко, четырнадцать эпизодов в четырнадцати комнатках рассказывают истории Дедала и Икара, Пасифаи и Минотавра, Тесея и Ариадны. Однако зритель волен увидеть все что угодно в этих дивных, исполненных тайного смысла картинах. Артисты на сцене сосредоточенно манипулируют объектами, играют с водой и огнем, взлетают в воздух и не произносят ни слова. "Мы ведь художники, а не актеры, - говорит Максим Исаев. - У нас все всерьез".
Самое поразительное и грустное в истории с "Sine Loco" то, что удивительный спектакль обречен на скорую смерть: это самое дорогое шоу "Золотой маски". "Инженерам" из AXE нужно помещение длиной в 60 метров - такое нашлось только в выставочном павильоне питерского "Ленэкспо". Четырнадцать кабинетов, где происходит действие, монтируются целую неделю. Премьеру "Sine Loco" удалось сделать полтора года назад на немецкий грант. Но после нескольких представлений жизнь "Sine Loco" в Германии закончилась. Шестьдесят зрителей, которых вмещает передвижная платформа, не могли окупить затраты на представление. Великолепные декорации и бутафорию ручной работы хранить было негде, и их уничтожили. Специально для "Золотой маски" все это было восстановлено. "Sine Loco" стал фаворитом номинации "Новация", Исаев и Семченко имеют все шансы получить "Маску" в категории "Лучшая работа художника". Но денег, чтобы привезти свой волшебный спектакль в Москву, у них нет. Исаев собирается сжечь декорации "Sine Loco", и больше мы никогда не увидим, как блестит вода и пляшет пламя в лучшем спектакле театра AXE.