Оценка для сети

Русский бизнес
Москва, 12.05.2003
«Эксперт» №17 (371)
Сеть "Перекресток" продала пакет акций международной инвестиционной группе Templeton. Тем самым российская компания продемонстрировала независимую оценку своей стоимости и готовность выйти на фондовый рынок

"Перекресток" всегда был пионером. Сеть организовалась в 1994 году, в период безраздельного, казалось бы, господства нецивилизованной торговли - открытых рынков, уличных палаток и киосков. Тогда и заявили о себе первые цивилизованные ритейлеры - "Перекресток" и "Седьмой континент", взявшие за образец самую распространенную в развитой экономике форму организации торгового дела - сетевой супермаркет.

Сейчас, когда количество "перекресточных" магазинов выросло до 46, а обороты достигли 333 млн долларов, 7% акций ЗАО ТД "Перекресток" купила международная инвестиционная группа Templeton. Это первая подобная сделка в истории нашей продовольственной розницы. Наблюдатели расценивают этот шаг как подготовку к публичному размещению акций или стратегической продаже. Представители же "Перекрестка" заявляют о весьма амбициозных планах - в течение двух-трех лет они намерены подготовиться к IPO на одной из зарубежных площадок.

Перекрестный интерес

Покупатель акций "Перекрестка", компания Templeton, известна как один из крупнейших инвестиционных фондов в мире. Только на развивающихся рынках она управляет активами в 7 млрд долларов, из них на долю российских приходится всего 280 млн. Понятно, что выбор пал на "Перекресток" не случайно. Напомним, что в свое время компания стала портфельным инвестором "Вимм-Билль-Данна" - лидера на российском рынке молочных продуктов и соков, впоследствии с успехом разместившего IPO на Нью-Йоркской бирже. Тогда аналитики отмечали, что начался закономерный поиск возможностей для инвестиций в российскую экономику вне отраслей топливно-энергетического комплекса. Покупка акций "Перекрестка" является продолжением этой стратегии.

Решение о приобретении акций вполне закономерно, особенно если учесть, что в проведенном в прошлом году исследовании консалтинговой компании A. T. Kearney Россия заняла четвертое место в рейтинге перспективности развивающихся рынков для развития розничных сетей . Консультанты рекомендовали крупнейшим ритейлерам немедленно идти в нашу страну, где низкая насыщенность сетями компенсирует относительно высокий страновой риск. Однако, как водится, иностранцы не спешат, в то время как в России быстро развиваются собственные сети, уже доказавшие свою жизнестойкость в сложных условиях отечественной экономики (см. таблицу).


Многие считали, что "Перекресток" рано или поздно будет продан иностранной розничной сети. Но он готовится к первичному размещению акций в 2005-2006 годах

"Западные компании приходят на рынок с опозданием на два-три года и пока, в отличие от российских игроков, не обладают таким важным конкурентным преимуществом, как серьезное присутствие в ключевых районах Москвы и других городов. Правда, у иностранцев более легкий доступ к капиталу, что уравнивает шансы. Каких-то других преимуществ, кроме технологий (а их можно купить), у зарубежных компаний в России нет", - считает Алексей Кривошапко, аналитик Объединенной финансовой группы (ОФГ).

Что касается собственно "Перекрестка", то он занимает ведущие позиции

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (371) 12 мая 2003
    Корпоративные займы
    Содержание:
    Уже перебор

    Российские компании рвались на международные рынки заимствований напрасно. Едва им стали давать приличные деньги, Минфин немедленно увидел в этом угрозу для бюджета, рубля и России в целом. Он хочет вернуть "дезертиров" и развить внутренний рынок займов. Рынок озабочен одним - какие будут методы

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама