На грани срыва

Спецвыпуск
Москва, 16.06.2003
«Эксперт» №22 (376)
Помешать реализации закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) могут как бездействие принявших его властей, так и действия ряда страховщиков

Закон об ОСАГО ни в коей мере нельзя рассматривать как экономический. По своей сути он социальный, определяющий взаимоотношения сторон на страховом рынке. Поэтому заработать закон может лишь в том случае, если будет воспринят обществом. Но государство, которое по идее должно быть заинтересовано в нормальной реализации закона, своим бездействием лишь расширяет круг отрицательно настроенных граждан. А значит, ожидаемая статистика застрахованных - 70% от всего количества автовладельцев - может так и остаться лишь ожидаемой.

Неправильные тарифы

Первая ошибка государства состоит в том, что оно не выработало четкой позиции по страховым тарифам. Еще в конце прошлого года Минфин предложил свою версию тарифов. Вариант, конечно, небесспорный, но без явных ляпов. Система учитывала и стаж водителя, и качество вождения, и региональную специфику. Были введены базовые тарифы, а также уменьшающие и увеличивающие стоимость коэффициенты. Правда, и тарифы, и коэффициенты взяли, можно сказать, наобум. Но иначе и быть, наверное, не могло. Статистическая база по добровольному страхованию, охватывающему лишь несколько процентов водителей, не позволяет делать окончательных выводов о том, какой окажется картина выплат, когда страхование станет массовым. Так что более точные цифры назвать в принципе трудно. "Дорого", - заявляют защитники прав граждан, не разбирающиеся в страховании. "Дешево, но работать будем", - говорят страховщики. В такой ситуации надо принимать предварительные тарифы и четко заявлять, что, как только будет накоплена достаточная статистика, они изменятся. Зачем было тянуть с официальным принятием представленных тарифов до мая - непонятно. Противники закона получили аргумент в пользу тайного сговора властей и страховщиков. А сами страховщики - проблему: надо вкладываться в инфраструктуру, которая может принести убытки. Ситуацию комментирует финансовый директор страховой компании РОСНО Михаил Хабаров:

- К сожалению, действия властей привели к тому, что этот проект стал венчурным для страховых компаний. Понятно, что для разворачивания сети продаж нужны масштабные инвестиции. Ни один нормальный человек не будет инвестировать миллионы долларов, когда даже не знает, какой будет тариф. Поэтому все консервативные страховщики, имеющие серьезных акционеров, подходили к данным вложениям предельно осторожно.

Сейчас тарифы приняты, однако теперь уже актуален их уровень. Если они занижены по отношению к реальным данным, то страховщики столкнутся с серьезными финансовыми проблемами. Если они завышены - люди будут переплачивать. А может получиться и так, что для одних регионов установленные тарифы окажутся завышенными, а для других - заниженными. В любом из этих случаев закон не будет работать нормально, если только государство быстро не отреагирует и не изменит тарифы в соответствии со статистикой, которая к тому времени будет накоплена. Но до этого как минимум на год тему тарифов надо закрыть. А не будоражить общественное мнение, как это произошло в начале июня, ког

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (376) 16 июня 2003
    Налоговая реформа
    Содержание:
    Отложенная революция

    Если депутатам удастся резко снизить единый социальный налог, это не только выведет зарплаты из тени и поддержит экономический рост, но и инициирует реформу всей социальной сферы

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама