О выборах - в последний раз

Александр Привалов
научный редактор журнала "Эксперт"
1 сентября 2003, 00:00

Этот номер журнала - последний, в котором еще можно что-то говорить о надвигающихся выборах. Следующий номер выйдет уже после официального начала избирательной кампании, поэтому в нем какие бы то ни было комментарии будут, в соответствии с недавно принятыми законодательными шедеврами имени главы ЦИК А. А. Вешнякова, невозможны или по меньшей мере рискованны: новые законы всякую аналитику считают агитацией, а агитацию без предъявления документа об ее оплате кем-либо из соискателей мандатов карают закрытием (говорят, временным) позволившего себе такую наглость издания.

Впрочем, чем ближе выборы, тем чаще мне приходит в голову, что безумные эти нововведения в некотором смысле даже и к лучшему. Вот только что слышал я по радио политическую рекламу. Несколько фраз, наперебой произносимых разными голосами: я против того, я против сего. Последним говорит юноша (и по голосу слышно, что прыщавый): "Я против женского коварства". Микропауза - и торжественный голос диктора: "Партия ЖИЗНИ!" Чтобы комментировать такое, мало самому быть идиотом - надо быть твердо уверенным в повальном идиотизме аудитории. Так не хорошо ли, что комментировать это нельзя?

Или, скажем, вчера. Читаю я огромное интервью Г. А. Зюганова в "Советской России". Интервью взято А. А. Прохановым, им и написано (в первом же абзаце политическая ситуация описана так: "...гибнущие толпы людей, изливающаяся с небес смоляная пузырящаяся лава"; кабы просто лава, возможно, и нашлись бы простаки, согласные поверить в авторство скучнейшего Геннадия Андреевича. Но лава-то - смоляная и пузырящаяся!). Так вот, сказано в этом интервью черным по белому: "Мы говорим: богатства народа должны быть возвращены государству, но не этому"... Не падайте в обморок. Глава КПРФ не предлагает вернуть достояние русского народа Ираку или Малайзии. Он просто констатирует, что в нынешней России национализировать означает отдать на немедленное разграбление чиновникам. Господи, счастье какое, что этого нельзя будет комментировать! Тут в два счета договоришься до такого, что хоть святых вон.

Ужас: ни прокуратура, ни знаменитые "силовики", ни доктор наук С. Ю. Глазьев в упор не видят совершенной банальности, которую (с омерзением, вероятно) видит застарелый коммунист. Объясните мне кто-нибудь, почему либеральной партией мы называем "Яблоко", видный представитель которого депутат А. Ю. Мельников требует от Генпрокуратуры отобрать "Норникель" в казну, - и не называем так КПРФ, глава которой прямо говорит, что от национализации может быть один вред.

Впрочем, можете не объяснять. Сегодня этот вопрос - как и любой вообще вопрос, касающийся политических партий, - вопиюще неактуален. События нынешнего лета, а равно и комментарии к ним, дававшиеся осведомленными людьми с поразительной бесшабашностью, окончательно доказали то, что многими лишь предчувствовалось: нет у нас никаких партий.

Картина, коротко говоря, вскрылась такая. Поведение фракций нынешней Думы при голосовании вопросов, интересующих Кремль, "согласовывается" с Кремлем. Поведение фракций при голосовании вопросов, по которым Кремль не считает нужным иметь мнение, определяется "спонсорами" фракций. Важнейшая для понимания картины деталь: и фракции, и их "спонсоры" имеют кураторов в администрации президента, но в случае надобности поддаются управлению и со стороны иных работников этой же администрации. (В каждую фразу стоило бы вставить "в большинстве случаев", но мы договорились о краткости.) Из этой картины со всей очевидностью следуют такие выводы.

Поведение следующей Думы могло бы поменяться только в том случае, если бы оказалось, что Кремлю послушно много меньше депутатов, чем в нынешней, - понятно, что этого не будет: нет к этому ни малейших предпосылок. Значит, перемены в числе и численности фракций, сколь бы существенными они ни стали, не будут иметь никакого практического значения.

Многие полагают, что партийная борьба все-таки имеет смысл, поскольку разные партии отражают, мол, взгляды разных "крыльев" кремлевской администрации. Так-то оно так, но победа партий одного из крыльев не будет означать победы самого этого крыла в подковерной борьбе за такой-то курс кремлевской политики. Ровно наоборот: победившее крыло захватит, наряду со многими другими вещами, и кураторство над победившими на выборах партиями.

Скажем, "силовики" толкают в Думу Партию жизни. По сведениям О. В. Крыштановской, эта партия построила свои ячейки в регионах на базе частных охранных предприятий; ЧОПы большей частью - детища и приют бывших офицеров КГБ, многие из них стали полноформатными службами безопасности, поддерживающими связь с материнской организацией. Значит ли это, что при провале Партии жизни на выборах (думаю, гарантированном) такого рода чекистские структуры останутся без политической "крыши"? Нет. Если "силовики" победят в подковерной драке, чоповцы без малейшего труда вольются в сменившую кураторов "Единую Россию" - и уже в ее составе внесут достойный вклад в попятное движение страны.

Равным образом вероятный провал глазьевской затеи под названием "Товарищ" никоим образом не означает, что отдельные персоны из этого второсортного ковчега не будут использованы своими кукловодами в каких-то иных конфигурациях. Если, разумеется, сами кукловоды победят.

А на такую победу указывает, к сожалению, все больше признаков. Поздно напоминать, что нет на глобусе ни одной сколько-нибудь приличной страны, где "силовикам" не запрещено законом соваться в политику. Поздно говорить, что для этого запрета история человечества дала массу самых мрачных оснований. В России такой запрет тоже есть, но мы его, как водится, исполнять даже и не думаем.

И в таких условиях комментировать третье место в опросах, все более уверенно занимаемое В. В. Жириновским? Да вы смеетесь! Кругом прав неколебимый Вешняков.