Глава Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) Александр Нерадько, возглавляющий на переговорах в Пекине российскую делегацию, оценил консультации с китайскими коллегами как "одни из самых успешных за последние три года". Но действительно успешными переговоры были как раз для китайцев. После развала СССР регулярные грузовые авиарейсы в Китай выполняли только российские авиакомпании, а китайским авиаперевозчикам в лучшем случае оставались чартерные полеты, которые ГСГА в любой момент могла запретить.
Между тем китайцы неоднократно намекали нашим авиационным властям, что не прочь закрепиться на рынке регулярных грузовых авиаперевозок в Россию. Более того, у них было на это полное право. В действующем сейчас межправительственном соглашении о воздушном сообщении прямо записано, что разрешения на рейсы китайским и российским авиакомпаниям будут выдаваться на паритетной основе. Правда, ГСГА делать это не спешила. В результате весь рынок грузовых авиаперевозок, емкость которого оценивается в 200 млн долларов в год, поделили между собой пятнадцать российских авиакомпаний, три из которых летали на регулярной основе, а двенадцать выполняли только чартерные рейсы.
После того как китайцы пригрозили ответными решительными действиями (речь шла о полном запрете чартерных полетов в Китай), руководство ГСГА сдалось. В соответствии с новым соглашением китайцы получили право на десять рейсов в неделю на самолетах Boeing-747. Шесть из них будет выполнять (уже начиная с декабря) China South Airlines на линии Тяньцзинь-Москва. Четыре рейса в неделю зарезервированы за Air China на маршруте Пекин-Москва. Россия же выторговала себе двадцать пять регулярных рейсов в неделю на лайнерах Ил-76 в Пекин. Это означает, что бизнес российских авиаперевозчиков, летающих в Китай, сократится более чем вдвое.
По оценкам операторов, из среднемесячного воздушного грузопотока на китайском направлении, который оценивается в 7 тыс. тонн, как минимум 4-4,5 тыс. тонн теперь будут перевозить китайские авиакомпании. В денежном выражении потери будут еще больше. Вместо 200 млн долларов в год наши авиаторы будут теперь зарабатывать на перевозке китайских грузов по воздуху не более 50-60 млн долларов.